Бесспорно, семья и школа играют первостепенную роль в воспитании подростков. Но если сравнить степень воздействия родителей и учителей на несформировавшуюся психику, то на добрых четыре пятых своего становления очень молодой человек зависит от папы и мамы. Школа играет как бы вспомогательную роль. И это понятно: в школу мальчики и девочки приходят в семилетнем возрасте, то есть уже достаточно много усвоившими. Если опыт первых лет жизни благоприятный, то дальнейшее развитие пойдет примерно по тому же направлению. Если же с родителями ребенку не повезло, то исправить их ошибки в школе почти невозможно. Поскольку в любом случае влияние – положительное или дурное – самых близких людей останется главенствующим. Ведь именно они бросили самые первые семена воспитания в благотворную почву, на которой может произрасти что угодно – и сорняки, и очень полезные злаки.
Все в конечном счете зависит от стиля общения взрослых, т.е. родителей ребенка. Если этот стиль авторитарный, то буквально каждый шаг будущего школьника зависит от воли и настроения пап и мам. Любая самостоятельность всячески ограничивается. Отсюда, естественно, – недовольство ребенка. Последующее противостояние ни к чему хорошему не ведет. Начинаются конфликты, недоразумения и т.д. В итоге вырастает неуверенный в себе и зачастую довольно агрессивный по отношению к окружающим подросток. С годами количество хорошего в нем уменьшается, а плохого – возрастает.
Есть, конечно, исключения из правила, но их не так много. И чтобы кардинально измениться в лучшую сторону, пареньку надо повстречаться не просто с сильной личностью, но с человеком, олицетворяющим доброе начало. Не так-то просто заиметь подобного наставника.
Куда продуктивнее использовать в семейном воспитании демократический стиль общения, при котором всячески поощряется самостоятельность детей, нацеленная на что-то хорошее. Потому что иногда такая самостоятельность преследует не самые лучшие цели. И если закрывать на это глаза, то демократичность гарантированно перерастет в попустительство.
В результате может вырасти какой-нибудь мрачный эгоист.
Давать советы в таких случаях – непростое дело. Один человек однажды сказал: когда я был молод, у меня было семь теорий воспитания детей, теперь у меня – семь детей и – ни одной теории. Это, конечно, шутка. Но в ней – немало правды.
А. Макаров.