Виктория Пилипенко – индивидуальная предпринимательница с двадцатилетним стажем. Коренная павловчанка, она в свое время училась в Краснодарском политехническом институте, специализация – оборудование и автоматизация пищевых предприятий. К сожалению, обстоятельства сложились так, что учебу пришлось бросить. Стала работать техником-оформителем в Павловском райпо. Одновременно поступила на заочное отделение Краснодарского торгового техникума. Позже устроилась продавцом в районный филиал предприятия «Торг-коопинформ».
Наверное, в повороте от «автоматизации предприятий» к «торговле» не было ничего удивительного. Ведь людям свойственно искать себя в жизни – особенно молодым. Главенствующее влияние на Викторию в выборе профессии оказала ее мать – В.П. Конопля, которая несколько десятилетий проработала в системе потребкооперации нашего района. Неудивительно, что дочь пошла по ее стопам.
В начале «бурных» девяностых очень много жителей района, потеряв работу или не получая от нее никакого удовлетворения, стали заниматься коммерцией. Немалая ее притягательность объяснялась среди прочего возможностью быть самостоятельным – ни начальников тебе, ни подчиненных. Всё или почти всё зависит от личных качеств, главное среди которых – предприимчивость.
В 1993-м Виктория стала торговать женской и детской одеждой в здании тогдашнего универсама и на центральном рынке.
По прошествии двух десятилетий направление ее коммерции не изменилось. Все та же одежда. Хотя – исключительно детская. А еще – обувь для самых маленьких.
Сегодня вместе с нею работают два продавца и столько же учеников. Виктория в основном занимается закупкой товаров. Сегодня у нее – собственный магазинчик в Павловской.
– На строительство его ушло пять долгих лет и уйма денег, – вспоминает собеседница. – Нанимала строителей, приходилось одновременно решать очень много проблем. Самые трудные из них были связаны с оформлением бумаг, требовалось немало разного рода разрешений и согласований – на газ, воду, электричество и т.д.
– Банковский кредит не брали?
– Нет. Очень уж высокую процентную ставку предложили. Отказалась. Материально содействие оказывали самые близкие мне люди. В марте прошлого года магазин ввели в эксплуатацию. Стало намного легче.
– Не собираетесь менять направление в коммерции?
– Основное в ней по-прежнему – детские товары. Но поскольку незанятой у меня остается торговая площадь на первом этаже и в мансардном помещении магазина, то в ближайшее время постараюсь найти им какое-то применение. Какое именно, пока точно не знаю. Хотелось бы предложить людям что-то такое, чего еще не было в Павловской. Хотя сделать это, понятное дело, крайне сложно. Если вообще возможно. Ведь все торговые ниши более или менее заняты.
– Наверное, остановитесь на тех, которые «менее». Испытываете какие-либо серьезные проблемы в повседневной работе?
– Как сказать. Главная трудность – довольно-таки ощутимая конкуренция. Еще лет десять назад детской одеждой в районе торговало в два раза меньше предпринимателей. В непростой ситуации делаю упор на культуру обслуживания, качество товаров и приемлемые для потребителя цены. Почаще стараюсь обновлять ассортимент одежды и обуви…
– Налоги устраивают?
– С ними – все в порядке. А вот платежеспособность людей оставляет желать лучшего. Но выбирать не приходится. Других покупателей у нас нет и не будет.
– Успехов на тернистом коммерческом поприще!