Алексей Новиков (слева) и Николай Деньгин вспоминают армейскую службу

Алексей Новиков (слева) и Николай Деньгин вспоминают армейскую службу

Когда-то отслужить в армии для молодого человека считалось таким же естественным, как отучиться в школе. К службе в Вооруженных Силах готовились с малых лет, посещая всевозможные кружки, спортивные секции и молодежные клубы военно-патриотической направленности. Вернувшийся из армии на «гражданку» парень считался самостоятельным взрослым мужчиной, готовым к успешной трудовой деятельности и к созданию семьи.

Во времена «лихих девяностых» престиж армейской службы сильно понизился. Да и служба стала уже не та, что раньше – кормили плохо, военному делу обучали мало, зато часто использовали молодых солдат как бесплатную рабочую силу. Два года, проведенные в воинской части, стали считаться выброшен­ными из жизни. Две военные кампании в Чечне и разгулявшаяся дедовщина ребятам призывного возраста желания служить не добавляли. «Откосить» от армии стало привычным делом.

За последние несколько лет в армии России произошли долгожданные изменения: призывники служат теперь всего лишь год, дедовщина вроде бы побеждена, введена служба по контракту, обновляется материально-­техническая база, улучшаются условия проживания и питание.

Так как же на самом деле служится сегодня в Российской Армии? Об этом нам лучше всего расскажут земляки, которые совсем недавно мобилизовались из рядов Вооруженных Сил.

Год, прожитый не зря

Н. Деньгин, призыв – осень 2011 года.

– Николай, где служили?

– Из Павловской меня привезли в Краснодар на сборный пункт, оттуда распределили в Майкоп. Далее «учебка», присяга и – в Абхазию, где и провел все время службы.

– В каких войсках?

– Внутренние войска, мотострелковая рота, батальон связи. Основной задачей нашего батальона было обес­печение связью войскового соединения. Боевые задачи выполнялись как на территории части, так и на выезде, в полевых условиях.

– Денежное довольствие было?

– Да, десять тысяч рублей в месяц рядовому, сержанту – двенадцать. Платили регулярно и вовремя.

– Неплохо для солдата срочной службы! В каких условиях проживали, как было с питанием?

– Кормили отлично, еду нам готовили повара из числа гражданских, все было очень вкусно. Когда ввели в строй новую столовую, появилась даже возможность выбирать себе блюда, кому что больше нравится. Первое, второе, салаты, компоты – наедались все, даже с учетом повышенной физической нагрузки. Еще один огромный плюс – не было нарядов по кухне, так что картошку в армии не чистил. Условия проживания тоже были хорошими. Жили в современных модульных казармах. Помимо банных дней была возможность каждый день принимать душ. Нашу часть даже показывали как-то по Первому каналу, в передаче «Служу Отчизне!»

– А как обстояло с неуставными отношениями? Была дедовщина?

– Редкие единичные случаи, которые тут же пресекались и строго наказывались командным составом. То есть дедовщины как таковой практически не было, никто никого не заставлял выполнять работу вместо себя. Отношения в коллективе – товарищеские.

– Была боевая подготовка? И что она в себя включала?

– Как общие физические упражнения, так и отработку специальных навыков в полевых условиях. Бегали кроссы с полной выкладкой, подтягивались на перекладине, отжимались на брусьях и так далее. Участвовали в полевых учениях, отрабатывали навыки развертывания радиостанции и установки связи в условиях учебного боя. Много стреляли из автомата – в среднем два раза в неделю по 8-9 магазинов. Так что автомат держал в руках не только на присяге.

– В море накупались?

– Береговая линия находилась в трех километрах от части, но вот окунуться в море не удалось ни разу, хотя кроссы бегали к нему регулярно. В увольнения за год ни разу не отпускали, но это уже издержки службы за границей. Зато мандаринами просто объедались.

– Николай, как считаете, можно идти служить в нынешнюю Российскую Армию?

– Конечно, можно. Я ведь отслужил. За время службы окреп физически, стал более собранным, дисциплинированным, приобрел новые знания и умения.

– Были мысли остаться служить по контракту?

– Думал об этом, но решил реализовывать себя в гражданской жизни. Устроился на работу в Павловской, на данный момент все устраивает. Считаю, что армия все же «не мое».

С армией связал судьбу

А. Новиков, призыв – осень 2011 года.

– Алексей, а как проходила ваша служба?

– Из Павловской отвезли в Краснодар, оттуда через три дня забрали в воинскую часть, расположенную возле поселка Персиановском, под Новочеркасском. Там провел семь месяцев в «учебке». Оставшиеся пять месяцев прослужил в Моздоке. Охранял мир и покой на Кавказе. Службу проходил во внутренних войсках, был наводчиком зенитной установки. К сожалению, до полного спокойствия там пока далеко. Есть проблемные участки, где среди населения много ваххабитов. Доказать их вину очень сложно – оружие дома не держат, прячут в лесу. Так что приходилось все время быть настороже.

– Обстреливали вашу часть?

– Да, бывало. Сказать по правде, сам я под обстрел не попадал, а вот соседние блок-посты обстреливали. И на колонну нашей части два раза нападали.

– Страшно было?

– Поначалу да, а потом привык. Человек ко всему привыкает.

– Как с условиями было? Проживание, питание?

– Да нормально было, в Моздоке военная часть расположена прямо в городе, все необходимые условия для проживания присутствовали. Кормили хорошо. Вот только наряды по кухне у нас все еще оставались. Как-то раз пришлось втроем почистить 8 мешков картошки за три часа. В остальном все как обычно.

– Были какие-нибудь интересные случаи?

– Однажды несли вдвоем с товарищем боевое дежурство на блок-посту в ночное время. Помимо личного оружия – спаренное зенитное орудие. Перед нами находился открытый участок земли, а за ним кукурузное поле. Нашей задачей было не допустить нападения со стороны этого поля. Вдруг видим, верхушки кукурузы шевелятся – кто-то идет в нашу сторону. Мы приготовились к стрельбе, навели туда зенитку, запускаем в воздух сигнальные ракеты условного цвета. Если свои – то должны ответить сигналами такого же цвета, но в ответ тишина. В итоге из кукурузы нам навстречу вышла заблудившаяся корова.

– После такого интересного опыта, полученного на Кавказе, думали о службе по контракту или будете жить гражданской жизнью?

– В данный момент занимаюсь оформлением документов, необходимых для контрактной службы. Пока обещают должность командира отделения с окладом в 24 тысячи рублей.

Без дела не сидел

Е. Самойлов, призыв – весна 2011 года.

– Евгений, по каким местам проходил ваш воинский путь?

– Из Павловской в Краснодар, а затем – в военный городок на территории части ракетных войск стратегического назначения в Саратовской области. Занимался охраной военных объектов государственной важности.

– Страдали от дедовщины?

– Командиры пресекали малейшие её проявления очень оперативно и жестко. При мне несколько человек отправили на гауптвахту, а один особо непонятливый был на 1,6 месяца лишен свободы.

– Боевой подготовкой занимались?

– Каждый день минимум шесть часов, плюс два часа физической подготовки. За год участвовал в двух масштабных учениях по боевой подготовке, которые проводились целой дивизией. Так что без дела нам сидеть не давали.

– При таких нагрузках необходимо хорошее питание.

– У нас еду готовили гражданские, довольно неплохо. Но после учений не помешали бы порции побольше. Тем не менее за год службы прибавил в весе 5 килограммов, оставаясь при этом стройным и подтянутым, никаких жировых отложений. Так что питание, видимо, было подобрано правильно – как по количеству, так и по качеству.

– Каким было денежное довольствие?

– Первые полгода платили 200 рублей в месяц, оставшиеся полгода – по 2000 рублей. Похоже, что 10000 рублей солдатам срочной службы платят только за несение службы за пределами России или в кавказских республиках. У служащих по контракту зарплаты гораздо выше.

– Евгений, вы хотели бы служить по контракту?

– Сейчас у меня есть работа по гражданской профессии, поэтому собираюсь делать карьеру не в армии. Но возможность службы по контракту не исключаю.

Итак, трое недавних солдат высказали свое мнение о срочной службе в современных Вооруженных Силах России. Как видим, ни у одного из них нет негативных высказываний об армии. Условиями прохождения службы остались довольны все трое, один из них решил продолжить служить Родине уже на профессиональной основе и еще один не исключает возможности стать военным-контрактником.

Из всего этого следует вывод, что Российская Армия восстанавливает былой престиж и снова становится привлекательной для молодежи.

Служба по контракту может стать путевкой в жизнь для многих молодых людей. Минимальная зарплата рядового-контрактника составляет больше 20000 рублей, дальше она только увеличивается. Если есть желание дополнительно учиться – пожалуйста, за учебу заплатит армия. Жилье военнослужащим тоже оплачивает армия. А по прошествии какого-то времени контрактник получает право уже на собственное жилье.

Как видите, в службе по контракту немало плюсов. А для молодых парней из глубинки, не имеющих ни жилья, ни работы, ни денег на учебу, профессиональная армия вообще может стать единственным шансом на достойное существование.

Ю. Бойцов.