Михаила Тимофеевича Чернявского еще помнят старожилы Незамаевской. Он был умелым кузнецом в молодые годы, затем – фронтовиком, а в мирное время – организатором и руководителем колхозного производства.
В 16 лет Михаил стал кузнецом. Каких только заказов он не выполнял! Делал тяпки, лопаты, грабли, сани, подковы, крепила для бричек… Работу совмещал с общественными поручениями как комсомолец, а позже – секретарь колхозной организации ВЛКСМ.
Он трудился с огоньком и других увлекал за собой. В 1936 году вместе с товарищами – лучшими комсомольцами заложил в центре станицы парк. В 60-е годы Михаил Чернявский вспоминал: «Вот эти деревья посадил Сербул. С фронта не вернулся, а зеленые питомцы растут. А эти сажал Незненко. Погиб тоже…»
Женился Михаил на скромной трудолюбивой землячке Ксении Саенко. Вместе обустроили дом, огород, выходивший к реке, и бассейн вблизи неё. Три дочери – Вера, Надежда и Любовь – радовали молодых. Но мирную спокойную, размеренную жизнь нарушила война.
12 сентября 1941 года двадцатисемилетний отец семейства был призван в армию. Отдельный батальон связи 347-й дивизии формировался в станице Пашковской, а после учебных лагерей в Саратовской всех отправили на фронт. Под станицей Кущевской эшелон сильно разбомбили. Но земляк уцелел и в Ростове-на-Дону принял боевое крещение. Битва за «ворота Кавказа» была жестокой. 20 ноября немцы захватили город, но 29 ноября наши сумели освободить Ростов и погнали немцев за реку Миус, под Таганрог.
Бойцы 347-й дивизии геройски сражались. На станции Молочной на глазах Михаила погиб земляк Андрей Чирва. Потеряли и незамаевца Константина Петрова.
Немало станичников бились на донской земле. Среди них – Тимофей Удовенко, Степан Евглевский, Семен Еременко и другие.
Летом 1942 года фашисты вновь овладели инициативой. 347-я дивизия была переброшена под Новочеркасск, где в течение суток бой не прекращался ни на минуту. Немецкая авиация бомбила сильно и часто. И под превосходящими силами противника наши войска 24 июля второй раз оставили Ростов.
Дивизия, в которой воевал М.Т. Чернявский, продвигалась степями, вступая местами в перестрелку с противником. Шли мимо Новоивановской, Незамаевской, через Белую Глину, затем – на Пятигорск, Грозный до села Балта.
После разгрома немцев под Сталинградом началось освобождение Кубани. Незамаевец, назначенный командиром роты связи, опять шел с боями по родной земле, освобождая Калниболотскую, Новоивановскую, Кущевскую…
Довелось станичнику брать Мелитополь, Николаев, Одессу, Кишинев. Затем обеспечивал связь с частями, штурмовавшими Берлин.
После победы М.Т. Чернявский служил в пригороде Берлина, а в 1949 году вместе с семьей вернулся на родину. Фронтовик был награжден орденами: двумя Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, рядом медалей.
Работал в колхозе заместителем председателя, секретарем парткома, заведующим сельпо, а потом до 1974 гола руководил одной из лучших в районе свинофермой № 2 колхоза «Страна Советов».
Замечу, что из семьи Чернявских защитниками Родины были отец Тимофей Федорович и три сына – Михаил, о котором эти заметки, Василий и Яков. Три брата вернулись домой, а отец сложил голову на донской земле. Все сражались храбро, как и их предок Семен Чернявский, который был участником Баязетского сражения в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. и получил Георгиевский крест IV степени.
В семейном альбоме дочери Любови Михайловны бережно хранятся фотографии отца первых послевоенных лет, когда он часто встречался с боевыми друзьями.
Умер фронтовик в 2001 году, был похоронен без помпезности, тихо, скромно на станичном кладбище.
Светлую память о ветеране берегут младшая дочь, внучки, внуки и правнуки.
А. Бессчётнова,
наш нешт. корр.