Мой отец Иосиф Ефимович Мачулин до оправки на передовую успел подержать на руках дочурку, как он говорил, «фронтовичку». С оптимизмом утверждал: «Да разве за детей не постоим! Победим Гитлера!»
И надо же было такому случиться, что молодого коммуниста И.Е. Мачулина направили во 2-ю ударную армию, которой командовал Власов. Сдав однополчан в плен немцам, советский генерал уже на первых допросах выложил всё, что знал о Волховском фронте.
Конечно, младшему лейтенанту Мачулину эти подробности были не известны. Но то, что Власов – предатель, понимали в армии многие. На тайном партийном собрании было решено: бежать и соединиться с Красной Армией. Однако нашелся предатель, и более 200 пленных немцы выстроили на поляне, расстреляв через одного.
Отчаянные всё же решили пробиваться к своим. Отцу помогло то, что он родился и вырос в брянских лесах. Но всё равно было трудно. В конце осени – начале зимы 1942 года в группе отца осталось пятеро. В летней одежде, без продуктов (питались кореньями, ягодами – тем, что находили в лесу) люди теряли сознание, умирали.
Обмороженного, раненного, его нашли местные жители и отправили в госпиталь. Затем последовали допросы в контрразведке. И только с августа 1943 года отца отправили на фронт рядовым. Бил он врага беспощадно и заслужил орден Отечественной войны II степени, медали.
Летом 1944-го он был тяжело ранен, комиссован и направлен на восстановление шахт Донбасса.
В один день с отцом ушёл на фронт в 1941 году и дедушка – Петр Захарович Девятко (родной брат моей бабушки). Он попал в плен под Харьковом.
В концлагерях выживали не все. И в 60-е годы украинский тракторист при вспашке поля наткнулся на останки пленных и обнаружил смертный медальон деда.
Младший брат Петра Иван ушел на защиту Родины 23 июня 1941 года. Где и как погиб, ничего неизвестно. Также нет сведений, где сложил голову его старший брат Алексей.
Много слез пролила моя бабушка Евдокия Захаровна, ожидая хоть какой-то весточки от братьев. Она в Гражданскую войну потеряла мужа Тимофея Андреевича и сыновей Григория и Игната.
Трое моих дядей по отцу – Михаил, Павел, Константин – вернулись с фронта. Костя перевозил грузы по Дороге жизни в блокадный Ленинград, чудом уцелел. А ещё двое погибли: Тихон – под Ленинградом, Иван – под Москвой. В битве за столицу отдал жизнь и мой свекор Григорий Яковлевич Бессчётнов. Из их семьи четверо мужчин не вернулись домой с фронта.
Что и говорить, дорогую цену заплатили мои родные, как и сотни других, за независимость Отечества, защитив мир от фашизма. Но мы их помним.
А. Мачулина.
Ст. Незамаевская.