«Едешь и не знаешь, что тебя ждет...»

Г.В. Проказин

Эти слова больше всего запомнились после встречи с командиром отделения 127-й пожарной части Г.В. Проказиным. Вот уж действительно– специфика профессии. Ее непреходящая особенность– постоянный риск. Ведь и в самом деле– ни один пожар не похож на другой, поэтому спрогнозировать развитие ситуации при тушении невозможно. Едва ли не единственный козырь огнеборцев– их четкие и безошибочные действия.

Геннадий в ПЧ-127 ровно 20 лет. Любопытно, как он стал пожарным.

Родом – из Атаманской. Там и вырос. В 1988-м закончил 8 классов СШ № 4. Вскоре – армия. Служил под Москвой. Вернулся домой через 2 года и устроился в тогдашний колхоз имени Жлобы. Потом женился. Семья перебралась в Павловскую.

Надо было искать работу. Пришел в бюро по трудоустройству…

– Там мне сказали, что есть вакансия в пожарной части, – вспоминает Геннадий. – После первой же пробной смены в ПЧ понял: это моё. Ведь работа действительно такая, без которой не обойтись. Востребованность ее подтвердили первые же выезды на пожары. Помню, как в самом начале, когда только-только устроился в часть, тушили загоревшийся автобус на краснодарской развилке. В нем ехали омоновцы. Без нашей помощи они бы ничего не смогли сделать. Вскоре окончательно понял: заменить пожарных кем-то другим невозможно.

– Какие случаи вспоминаются за двадцатилетнюю практику?

– Их было так много… Например – как выручали из опасной ловушки двоих малолетних детей в многоквартирном доме в поселке сахарного завода. Ребята, когда начался пожар, оказались закрытыми, родители в то время находились на работе. Быстрому проникновению внутрь мешала железная входная дверь. Ничего другого не оставалось, как разбивать окно на втором этаже. Квартира была сильно задымлена. Один ребенок находился в ванной, другой в соседней комнате – на максимально возможном удалении от источника огня. Это их и спасло. Причина случившегося не нова – игра со спичками.

– Что самое опасное на пожаре?

– Я уже говорил – неизвестность, то есть дефицит информации. Ведь возле огня могут находиться самые разные объекты – такие, скажем, как баллоны с кислородом или пропан-бутаном, канистры с бензином, мешки с селитрой и т.д. Газ, конечно, самая коварная вещь. Поэтому первым делом, выяснив, что в доме есть баллоны, направляем на них воду и таким образом охлаждаем, предотвращая возможный взрыв. Слава богу, за двадцать лет ничего подобного не произошло.

Геннадия уважают в коллективе ПЧ. О нем тепло отзываются и начальник караула В.В. Слесаренко, и начальник 127-й части В.В. Назаренко. Первый с ним постоянно выезжает на происшествия, а у второго он когда-то был наставником.

– Он меня научил тушить пожары и быть человеком, – сказал В. Слесаренко о Проказине.

Столь лестные слова в чей бы то ни было адрес приходится слышать крайне редко. С другой стороны, людей этой опасной профессии трудно заподозрить в излишней сентиментальности. Значит, сказанное о товарище – не преувеличение.

– Больше всего при разного рода возгораниях следует опасаться паники, – замечает Виктор. – Она – самый первый признак того, что действия при тушении окажутся ошибочными. В данном случае я говорю о непрофессионалах, то есть людях, не имеющих специальной подготовки. Пожарные лишены права поддаваться страху, в нашей работе, может быть, самое главное – хладнокровие.

Сам Виктор пришел в профессию через спорт. Закончил Краснодарский институт физкультуры. Семь с половиной лет проработал по специальности в СШ № 12. Потом изменились обстоятельства – надо было содержать семью, а зарплаты учителя физкультуры на это явно недоставало. Выходные после дежурств в ПЧ-127 давали возможность подрабатывать на шабашках. Неожиданно для самого себя Виктор очень полюбил свою новую работу. По истечении двенадцати прошедших лет ни о чем лучшем для себя даже не мечтает. Но ведь есть – и их так много! – куда более спокойные занятия.

– Ушли бы на другую работу, если бы знали, что эту, сопряженную с опасностью, кто-то сделает лучше нас, – сказал начальник караула о себе и Г. Проказине.

Конечно, стрессы, связанные с пожарным делом, надо как-то снимать. Для В. Слесаренко самая лучшая релаксация – рыбалка. Что касается Геннадия, то он достигает той же цели на турслетах. Жена – медработник, ездит с коллегами на вышеупомянутые слеты, а с нею – он. Там, где-нибудь в предгорье, на лоне природы участвует в соревнованиях, отстаивая честь ЦРБ. Очень любит короткие туристические вылазки. Другая его страсть – писать стихи. Делает это для себя и ближайшего окружения. В него, конечно же, входят и товарищи из ПЧ-127.

– Много пожаров потушил за 20 лет?– задаю, уходя, последний вопрос Г. Проказину.

– Не знаю, поначалу считал, а потом сбился…