День 15 марта в 1983 году закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей.
По сложившейся традиции Международная федерация потребительских организаций (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей. В 2013 году он проходит под девизом «Потребительское правосудие сегодня». Тем самым Международная федерация призывает к необходимости акцентировать внимание на вопросах совершенствования правовых механизмов защиты потребительских прав и законных интересов.
По исследованиям специалистов, народ недоволен мобильниками, обувью и мебелью. Так, каждая третья жалоба касается того, что трубки «зависают», быстро садятся аккумуляторы, телефоны взрываются в руках; у туфель через несколько часов носки ломается каблук, фирменная кожаная обувь промокает, а продавцы ссылаются на то, что обувь предназначена для офиса и её нельзя носить на улице; у мебели в основном царапается полировка в период перевозки или теряется деталь.
Анализ положения дел в районе в 2012 году показывает, что 62,5 процента обращений касается торговли, то есть качества проданных товаров, каждое шестое – бытовых и жилищно-коммунальных услуг.
Всего за прошлый год рассмотрено 573 обращения потребителей. И за это время – ни одного судебного иска. К этому можно относиться по-разному. Либо граждане не имеют силы и желания довести дело до суда. Либо досудебное урегулирование претензий позволяет не обращаться в судебные инстанции. Надеемся, что последнее встречается чаще.
На продавцах лежит большая ответственность. По законодательству они в ответе за все: за качество ниток и фурнитуры в швейных изделиях, за прочность окраски тканей и корпусов мобильных телефонов и т. д. Порой все требования законодательства выполнить очень трудно, но возможно.
Например, вывешенные в бутиках расшифровки специальных знаков ухода за одеждой или техникой вкупе с обязательной консультацией продавца об основных качествах товара позволили бы избежать многих конфликтов с покупателями. Ведь покупатель не обязан знать, что означают все эти перечеркнутые треугольники или квадраты, об этом должны ему рассказать в магазине.
Главное помнить: наше благополучие и спокойствие – в наших руках. Нужно учиться делать покупки правильно и защищаться от недобросовестных продавцов и производителей, тем более что «подковаться» достаточно легко: в любом книжном магазине продаются брошюры «Закона о защите прав потребителей».
И. Егоян,
специалист по защите прав потребителей.