Закона о защите прав потребителейДень 15 марта в 1983 году закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей.

По сложившейся традиции Международная федерация потребительских организаций (CI) каждый год определяет тематику Всемирного  дня защиты прав потребителей. В 2013 году он проходит под девизом «Потребительское правосудие сегодня». Тем самым Международная федерация призывает к необходимости акцентировать внимание на вопро­сах совершенствования пра­вовых механизмов защиты потребительских прав и законных интересов.

По исследованиям специалистов, народ недоволен мобильниками, обувью и  мебелью. Так,  каждая третья жалоба касается того, что трубки «зависают»,  быстро садятся аккумуляторы,  телефоны взрываются в руках;  у туфель через несколько часов носки ломается каблук, фирменная кожаная обувь промокает, а продавцы ссылаются на то, что обувь предназначена  для офиса и её нельзя  носить на улице; у мебели  в основном  царапается полировка в период перевозки или теряется деталь.

Анализ положения  дел в районе в 2012 году показывает,  что 62,5 процента обращений касается торговли, то есть качества проданных товаров, каждое  шестое  –  бытовых и жилищно-коммунальных услуг.

Всего за прошлый год рассмотрено 573  обращения потребителей. И за это время  –  ни одного судебного иска. К этому можно относиться по-разному. Либо граждане не имеют силы и желания довести дело до суда. Либо досудебное урегулирование претензий позволяет не обращаться в судебные инстанции. Надеемся, что последнее встречается  чаще.

На продавцах лежит большая ответственность. По законодательству они в ответе за все: за качество ниток и фурнитуры  в швейных изделиях, за прочность окраски тканей и корпусов мобильных телефонов и т. д. Порой все требования законодательства выполнить очень трудно, но возможно.

Например, вывешенные в бутиках расшифровки специальных знаков ухода за одеждой или техникой  вкупе с обязательной консультацией продавца об основных качествах товара позволили бы избежать многих конфликтов с покупателями. Ведь покупатель не обязан знать, что означают все эти перечеркнутые треугольники или квад­раты, об этом должны ему рассказать в магазине.

Главное помнить: наше благополучие  и спокойствие   –  в  наших руках. Нужно учиться делать покупки правильно и защищаться от недобросовестных продавцов и производителей, тем более что «подковаться» достаточно легко: в любом книжном магазине продаются брошюры «Закона о защите прав потребителей».

И. Егоян,

специалист по защите прав потребителей.