Автора этих двух книг – Антонину Дмитриевну Тихомирову – знаю давно, с 70-х годов прошлого века. Помню её трогательное напутствие от педагогов выпускникам павловских школ 1976 года. Было это в зале районного Дома культуры при большом стечении народа. Помню её справедливые, честные оценки творчества земляков на заседаниях литературной группы. Такая ранее работала при редакции газеты «Путь к коммунизму» (ныне «Единство»). О публикациях Тихомировой в нашей районке и не говорю. Они всегда живые, эмоциональные, идущие от сердца. С той же искренностью Антонина Дмитриевна ведет повествование и в двух своих книгах – «Старорусская сага» и «Пепел любви».
С первой из них, вышедшей в свет в прошлом году, мы уже знакомили читателей. А вторая, изданная недавно, побудила меня еще раз перечитать сагу павловчанки. При этом я обратила внимание на факты, которым сразу не придала значения, оценив их значимость лишь сейчас.
Непоказная интеллигентность, деликатность и сдержанность даже в мелочах, умение поддерживать нить самого длинного разговора. Эти свойства натуры, автор, думаю, унаследовала от отца – ленинградца, инженера-конструктора Дмитрия Ефремовича Тихомирова. Он был репрессирован в 30-е годы. А дочь его и сын еще долго ощущали косые взгляды, запреты как дети «врага народа». Словосочетание это было подобно клейму.
Брат Антонины Дмитриевны Евгений уже в наши дни ознакомился с делом отца. У полковника, выдававшего документы, сын спросил, правда ли, что Тихомиров был скрытым врагом власти. Офицер ответил: «Нет, конечно, нет. Но ведь было время такое…»
И дыхание того времени – на каждой странице первой повести: страх ареста, ожидание чего-то страшного, неизбежного, полуголодное детство и полная лишений юность… Всё это автор рисует без прикрас.
Крестным отцом Тони Тихомировой был Семен Филиппович Волков. До революции он имел кондитерскую фабрику, придумал рецепт знаменитых конфет «Коровушка». Но новая власть отобрала у Волкова всё, не оставила на родном ему предприятии даже технологом. И «лишенец» стал печником.
Трагически сложилась судьба Тониной тети, которую в семье звали Паней. Она была директором Ленинградской ткацкой фабрики «Равенство». Училась в Москве в Промышленной академии вместе с Надеждой Аллилуевой и Никитой Хрущевым. После гибели жены Сталина Прасковья Георгиевна Тихомирова шла с работы домой и, очевидно, так надо было кому-то, попала под трамвай. Хотя линия была старой и вагоны здесь давно не ходили.
Живя после войны в Грузии, автор книги Антонина Тихомирова познакомилась с известной актрисой Нато Вачнадзе. Случилось это во время смотра художественной самодеятельности, в котором участвовала и Тоня. А затем она попала на юбилейный вечер Вачнадзе, и та советовала девушке посвятить себя театру…
Не менее волнует читателей и вторая книга А.Д. Тихомировой – «Пепел любви». Она очень личная, прочувствованная, выстраданная, во многом автобиографичная. Это дань первой любви. Это роман о русских Ромео и Джульетте середины ХХ века.
Старшеклассница Аня и бывший замполит воинской части Миша, восстановившийся после войны студент МВТУ им. Баумана… Окрыленные счастьем, своими взаимными чувствами молодые люди, которым, увы, не суждено было вместе пройти по жизни. Суровая жизнь, атмосфера всеобщей подозрительности и доносительства разлучила героев. За чтение стихов запрещенного в ту пору С. Есенина, за заступничество перед органами правопорядка в пользу соседа – бывшего советского военнопленного Михаила осудили по пресловутой 58-й статье и отправили в лагеря на Колыму, где юноша вскоре погиб.
Лишь годы спустя Аня узнала горькую правду. И, сжигая письма Михаила, она думала, какими были последние его часы: оставался он в сознании или нет. Возможно, успокаивала себя девушка, в те минуты его продолжал озарять свет незабываемой, огромной любви…
С такой же любовью написаны и упомянутые книги. Приходится сожалеть лишь об одном – тираж обеих до обидного мал. Поэтому не ищите произведения А.Д. Тихомировой в библиотеках, а обратитесь по вопросу чтения к самому автору.
Л. Репенецкая.