8 февраля отмечался День российской науки. Тогда же в «Кубанских новостях» на первой странице появилась информация, приуроченная к упомянутому празднику. В колонке за подписью губернатора Кубани А.Н. Ткачёва и председателя Законодательного Собрания края В.А. Бекетова был следующий абзац: «Одно из предприятий Павловского района стало резидентом инновационного центра «Сколково». Там изобретали и готовят к производству топливные насосы, которыми в Европе будут оснащать новейшие экологически чистые автомобили».
Во-первых, захотелось узнать, о каком именно предприятии идет речь, во-вторых – что за нососы научились или учатся делать у нас лучше, чем в Европе с ее очень продвинутыми, в том числе – с экологической точки зрения, технологиями. Предприятие, о котором шла речь, – «Экспериментальный завод «Павловский» – бывший авторемонтный. Дефицит соответствующей информации в «Единстве» – следствие того, что на ЭЗП делают пока, может быть, только первые шаги в том, о чем сказано в краевой газете. Впрочем, все зависит от того, как на данный вопрос посмотреть.
У меня в руках – ксерокопия «Свидетельства о присвоении ООО «Соктар» статуса участника проекта по созданию и обеспечению функционирования инновационного центра «Сколково».
В реестр проекта «Соктар» вошел 13 ноября прошлого года, что подтверждено печатью Фонда развития центра разработок и коммерциализации новых технологий. Подпись – В. Вексельберга, который, как известно, возглавляет «Сколково».
Прежде всего заинтересовался тем, что означает слово «Соктар». Оказывается, это начальные слоги двух фамилий – Соколов и Таравков. С последним встретился на «Экспериментальном заводе «Павловский».
Р.А. Таравков – вице-президент по инновационному развитию ЭЗП и одновременно – генеральный директор вышеупомянутого «Соктара». Оно – дочернее предприятие завода в Павловской. Состоит из пяти человек, включая руководителей.
А.Г. Соколов – изобретатель топливного насоса, преподаватель кафедры автосервиса Кубанского технологического университета, профессор.
Наверное, не все еще забыли о том, что лет шесть или семь назад в Павловской проходила презентация указанного вуза. Перед местной аудиторией выступали ученые университета. Был среди них и А.Г. Соколов. Гости из краевой столицы подчеркнули: одна из приоритетных задач сегодня – контакты науки и производства. Только в таком тандеме на рынке могут появляться изделия и товары, востребованные обществом. В тот же самый день ученый побывал на бывшем авторемонтном, осмотрел территорию и сказал: в недалеком будущем здесь, в Павловской, может реализоваться полезное взаимодействие ученых и производственников. И вот – по прошествии лет можно сказать, что слова профессора находят практическое подтверждение.
Мой собеседник, Роман Таравков, родился в Краснодаре, жил в Старолеушковской, закончил СШ № 11, в 2000-м получил диплом выпускника экономического факультета Кубанского агроуниверситета. Около пяти лет он проработал в краевом департаменте образования и науки. Потом вернулся в наш район. Давно знаком с предпринимателем В.П. Совранским, а пару лет назад оба решили, что можно не только знать друг друга, но и совместно работать.
– Если говорить о будущем производстве, то вести речь надо не об одном, а о двух продуктах, – замечает Роман Андреевич, – кроме высокоэффективного и энергосберегающего топливного насоса, о котором упомянуто в краевой газете, на заводе предполагается выпуск и редуктора с эксцентриково-циклоидальным зацеплением. Такого рода редуктор используется как в автомобильной промышленности, так и в других сферах производства.
– Расскажите об этом подробнее.
– К настоящему времени можно говорить о наличии только опытных образцов. На заводе они есть в двух видах – сделанные из капролона и из металла. Имеются также потенциальные заказчики, они станут реальными, если испытания редуктора пройдут успешно. На это потребуется от трех до шести месяцев. Наш продукт испытывается сейчас в Кургане и Миассе Челябинской области. Редуктор, если все пройдет нормально, будет использоваться на боевой машине пехоты и на трехосном «Урале». БМП должна пройти на нашем изделии 8 тысяч километров, а грузовик – 30 тысяч.
– Но ведь тот же «Урал», надо думать, прекрасно ходил и на старом редукторе.
– Все верно, но мощность грузовика последнее время значительно возросла – и сразу же возникли проблемы с трансмиссией. Поэтому и встал вопрос о новом передаточном механизме.
– В такой ситуации остается только надеяться, что испытания пройдут успешно и завод получит необходимый заказ. Расскажите теперь о вашем топливном насосе. В чем его принципиальная новизна?
– В том, что при его использовании на дизельных автомобилях энергозатраты будут снижены на треть – за счет того, что в предлагаемой схеме насоса выпадает звено «кулачок – возвратная пружина». Собственно, именно в этом и состоит основная инновационная идея кубанского ученого Соколова.
Впервые я увидел данный проект на бумаге еще в 2001 году. И вот по прошествии 12 лет, если все будет нормально, мысль изобретателя приобретет материальное обличье. Экспериментальный завод «Павловский» – первое предприятие, где предпринимаются конкретные шаги по реализации упомянутой идеи.
За основу взят двигатель Владимирского моторотракторного завода – Д 145Т, то есть турбированный. Все необходимые чертежи готовы. Сначала топливный насос предполагается применять на легковых автомобилях, а позже – на грузовых. Например, КамАЗе. Сейчас он оснащен аккумуляторной топливной системой фирмы «Bosch». Однако система эта довольно дорогая. Задача состоит в том, чтобы заметно ее удешевить. Технической частью проблемы будет заниматься все тот же главный конструктор – то есть А.Г. Соколов. Кстати, его сын В.А. Соколов – технический директор ООО «Соктар».
– Не могу не спросить об инвесторах реализуемых проектов.
– Их – два. Сам завод и инновационный центр «Сколково». Соотношение затрат «пятьдесят на пятьдесят», поскольку речь идет о так называемом «позднем исследовании». Именно им и занимается ООО «Соктар».
– Наверняка у вас есть конкуренты.
– Один из них – упомянутая выше фирма «Bosch», другой – английская фирма «Лукас».
– В чем ваш главный козырь в этом научно-производственном соперничестве с иностранцами?
– Их – три: дешевизна топливного насоса, простота конструкции и ее надежность.
Если все сложится нормально, в выпуске насоса и редуктора будет задействован весь коллектив завода. А это значит – возрастет общее число рабочих мест. Сегодня в коллективе пятьдесят человек.
– Есть уверенность, что всё сложится именно так, как вы предполагаете?
– Конечно.
… После этого разговора я прошелся с Р. Таравковым по территории предприятия. Последний раз был здесь лет пять-шесть назад. Первое, что бросается в глаза, – большее, чем раньше, количество работающих токарных станков. А вот по части температуры внутри механосборочного цеха – все по-старому. Довольно прохладно. Мне показали механическую метлу, которую предполагается применять в коммунальном хозяйстве для уборки улиц. Метла примечательна тем, что в ней используется конструкция того самого редуктора, о котором рассказано выше, только объем уменьшен на 30 процентов. Функционирует отлично.
Увидел и отечественную печь цементации изделий в газовой среде. В комплект входят две ванны. Стоимость оборудования – 3,5 млн рублей. В процессе термообработки те же редукторы будут приобретать ту прочность, которая необходима для реальной эксплуатации механизма. В ближайшее время печь начнет работать. На заводе идет подготовка к ее пуску.
Новинка для предприятия – и пятикоординатный обрабатывающий центр «Стерлитамак S 5000U». Он стоит 9 млн рублей. Введен в действие еще в прошлом году. Центр среди прочего станут использовать для нарезки шестерен будущего редуктора.
В настоящее время на заводе идет подготовка к отоплению корпуса, где установлен «Стерлитамак». Пока в нем так же прохладно, как и в механосборочном.
О цементационной печи и обрабатывающем центре рассказал Д.В. Пилипенко, заместитель директора завода по производству. Сам – из Тихорецка. Еще не так давно работал на машиностроительном заводе имени Воровского. Такого рода технари очень нужны сегодняшнему предприятию.
И еще – о топливном насосе. Пока он только – в чертежах, хотя один его экземпляр в виде макета в натуральную величину хранится у А.Г. Соколова в Краснодаре.
К сказанному остается добавить, пожалуй, единственное: налоги ООО «Соктар» составляют не 34 процента, а 14. Столь существенная скидка – следствие сотрудничества с инновационным центром «Сколково».
Е. Николаев.