Пришла весна, и давно растаявший снег обнажил все малопривлекательные мусорные метки, которых полно в любой станице и на каждом хуторе. Мы же говорим о главном населенном пункте района – Павловской. Ведь, по идее, она должна подавать пример, достойный подражания, всем остальным.
К сожалению, в глаза чаще бросаются образцы совсем иного рода. Самое печальное заключается в том, что наличие мусора в Павловской и вокруг нее давно носит хронический характер, и попытки редакции и россельхознадзора как-то повлиять на общую ситуацию, изменить ее к лучшему сродни усилиям небезызвестного мифического царя Сизифа. Потому что реакция тех, кто по долгу службы должен реагировать на на критику, неизменно вызывает в памяти строчку из басни И.А. Крылова «Кот и Повар»: «А Васька слушает, да ест».
И вот что мы все имеем в результате. Найти мусорную кучу в Павловской, порой – в самом ее центре – легче пареной репы. Вот пример (столкнулись с ним по дороге на хутор Шевченко, также входящий в состав поселения). Напротив дома № 39 на улице Крестьянской – не центр, конечно – рядом стоят сразу два контейнера. И тут же, в метре от них, – целая куча пустых полиэтиленовых бутылок, бумажек и т.д. Это уже что-то за гранью понимания.
Сворачиваем налево – выезжаем на улицу П. Слюсаря. Кое-какие «трудящиеся» не утруждают себя уже даже выездом в ближайшую лесополосу. Бросают отходы прямо у проезжей части. Бугор с бытовым хламом наверняка так и будет лежать, пока его не растащат бездомные собаки и не разнесет ветром.
Посадка слева перед хутором на всей протяженности захламлена мешками со всякой гадостью. Остается гадать, кто постарался: павловчане по дороге на Шевченко, или хуторяне – на пути в Павловскую. Скорее всего, это плоды совместных усилий.
В ближайшем к райцентру населенном пункте повернули направо: на первом же пустыре – сваленный мусор. Дальше шелковичная посадка справа. Целиком и полностью покрыта отходами человеческой жизнедеятельности.
Вот какая штука получается: дурные примеры гораздо более заразительны, чем хорошие: раз другие бросают ненужное куда попало – почему я не могу делать то же самое? Такова нехитрая обывательская логика. Это – к вопросу о безнаказанности.
Если отсутствие реакции будет укореняться все сильнее, года через два-три Павловская может превратиться в клоаку. И тогда противостоять массовому загрязнению будет на порядок сложнее.
Возле хутора когда-то действовала свиноферма ОАО «Племзавод «За мир и труд». За СТФ виднеется водонапорная башня. Рядом с нею не так давно появилась еще одна несанкционированная свалка. Прошлой осенью кто-то подпалил на ней мусор – немалое пространство оказалось в плену дымовой завесы. Вот потеплеет, и самоокуривание хуторян, вероятно, повторится. Выяснилось, что именно они свозят весь хлам за бывшую свиноферму. Один из подобных – местный житель по фамилии Гаврилов (признался сам). Сколько таких вот неуправляемых гавриловых на просторах поселения и района в целом!
Заехали в хуторской клуб, пообщались с руководителем кружка «Умелые руки». На вопрос, куда девает мусор, ответила: «Часть закапываю в землю, остальное – сжигаю. Вывозить некому!» А вот у продавщицы продовольственного ларька ситуация иная: самовывозом занимается муж. Работница прилавка не имеет ни малейшего понятия, куда девается все то, что остается ненужным. Вы поверите, что мусор доставляется на общестаничную свалку перед хут. Междуреченским? Мы тоже не очень поверили. Потому что куда сподручнее и экономнее вываливать мусор на западной окраине хутора. Тому подтверждение – основательно замусоренная территория там, где заканчивается населенный пункт. Она красноречивее всяких слов.
В общем, проблема существует, но на нее уже много лет подряд привычно закрывают глаза. Ни одного мусорного контейнера на Шевченко мы не обнаружили. Разумеется, для хуторян подобное было бы очень накладно.
Вернулись в Павловскую. Проехали по улице Новой. Ни одного рассадника нечистот! Зато – уйма контейнеров. Одно тесно связано с другим.
Увы, об улице Толстого ничего подобного сказать нельзя. Но территория неодинаковая. Все зависит от конкретных людей. Скажем, живущие в доме № 3 заслуживают только одобрительных слов: освободили прилегающую «железнодорожную» лесополосу от кустарников и мелкой поросли и содержат пространство в идеальной чистоте. А буквально через десять домов начинаются заросли, в которых так сподручно складировать мусор. От дома № 23 и дальше на восток некто, вырубив деревья, мешавшие электролиниям, оставил всё как есть. Получилось «удобное» место для складирования твердых бытовых отходов. И кое-кто уже «оценил» такую возможность: тут тебе среди ветвей – и битые стекла, и пластмассовые бутылки, и прочий хлам.
Дорога ведет на Азовскую – там видны очередные подпольные выбросы ТБО. Проехав метров 150-200 по П-образной и изрядно раздолбанной на данном участке улице Толстого, вновь движемся к знакомой лесополосе. Контейнеров – раз-два и обчёлся, зато мусорных отметин в посадке предостаточно. Вряд ли стало меньше, чем было раньше. Возможно, свиного навоза, вывозимого от дома № 95, несколько поубавилось, но о полном его исчезновении говорить не приходится. Да и «копанки» для отходов никуда не делись, хотя писали о них много раз. Как об стенку горох!
Если двигаться в сторону села Краснопартизанского, то, проехав частную базу стройматериалов и, повернув направо по не очень хорошей дороге, можно добраться до еще одной несанкционированной свалки – перед полями фильтрации самого крупного предприятия. А это – еще один вариант экономии времени и бензина. Гораздо ближе, чем упомянутое хранилище ТБО перед хут. Междуреченским.
Альтернатива нелегальной свалке возле полей фильтрации – объездная дорога, ведущая, в частности, к мясокомбинату. Мусор сбрасывают прямо у дороги и чуть дальше, – в лесополосе. Загажена она до предела.
Вопрос: кто очистит все эти авгиевы конюшни? Ведь количество отходов повсеместно только увеличивается. А если привлекать к ассенизации тех, кому присуждают обязательные работы? Наверняка, можно. Но сначала надо возыметь желание и потребность бороться с загрязнителями. Эффективной борьбы как таковой нет. Административная комиссия Павловского поселения штрафует людей, которые загрязняют улицы и пустыри, но фамилии их редко предает гласности. Редакции «Единства», как и прежде, мало известно о тех, кто превращает наши улицы и лесополосы в бесконечные свалки.
А. Черный,
замначальника Павловского межрайонного отдела россельхознадзора.
Е. Власенко,
сотрудник редакции.