Встретившись с заведующим Павловским бюро судмедэкспертизы М.Б. Зарубиным, попросил его рассказать о том, чем занимался он и его коллеги в минувшем году.
– Начну со статистики, – говорит Михаил Борисович. – Всего в 2012-м у нас проведено 100 исследований трупов. Год назад, для сравнения, соответствующая цифра – 137. Поясню: из-за моего пребывания на больничном вскрытие вели судмедэксперты из соседних районов.
Медосвидетельствование пострадавших тем не менее велось как обычно. За год зарегистрировано 416 такого рода осмотров. В 2011-м – 413.
– По каким причинам люди погибали чаще всего?
– Наиболее распространенная – дорожные аварии. Они унесли жизни 16 человек. Еще десять повесились. Шестеро получили серьезные травмы при ходьбе, столько же отравились этиловым спиртом и его суррогатами. Четверо просто-напросто замерзли. Пять человек отравились угарным газом, отмечено два случая асфиксии пищей. Один пустил себе пулю в голову, другой – совершил самоубийство с помощью ножа, третий – получил множественные ожоги тела при пожаре. Отмечено также суицидальное отравление лекарственными средствами. Перечень причин я мог бы продолжить.
– В вашем бюро ведь исследуются и тела тех, кто умирает из-за ненасильственных факторов. Можете назвать цифры?
– В общей сложности таких вскрытий произведено 41. Самая главная причина, которая отправляет людей на тот свет значительно раньше срока, – сердечно-сосудистые заболевания. Таковых – 35. В пяти случаях летальные последствия были связаны с болезнями органов дыхания и в одном – пищеварительной системы.
– Бывают ситуации, при которых судмедэксперт не в состоянии установить причину смерти?
– Конечно. В прошлом году подобное случилось дважды. Причина – сильные гнилостные изменения тел.
Два раза не удалось идентифицировать трупы из-за полного отсутствия данных.
– Имели место эксгумации?
– Нет. За последние пять-шесть лет пришлось проводить только две такие процедуры.
– Как часто выезжали на места гибели людей со следственно-оперативной группой?
– Двадцать три раза.
– Какой случай запомнился больше всего?
– Суицид в одном из населенных пунктов района. Его житель, 1938 г.р., захотел свести счеты с жизнью. Последнее время перед этим он вел замкнутый образ жизни. В конце своего огорода, который упирается в реку, пенсионер сложил под деревом дрова для костра. Сунул туда же банку пороха. Вдобавок полил всё это бензином. Затем взял металлический трос, сделал на нём петлю и прикрепил к ветке дерева над дровами. Потом, набросив себе на шею трос, взял обрез огнестрельного ружья и произвел выстрел через подбородок в голову. Петля сразу же затянулась. Поскольку воспламенения никакого не было, можно предположить, что о костре самоубийца в самый последний момент просто-напросто забыл.
– Ничего подобного раньше слышать не приходилось…
– А мне – видеть. По рассказам родственников покойного, он страдал своего рода манией преследования. Все время опасался какой-то мафии.
– Были еще экстраординарные, непохожие на остальные, случаи?
– В декабре прошлого года самоубийство совершил павловчанин 1930 г.р. Заколол самого себя одним точным ударом кухонного ножа в сердце. Говорят, что всю жизнь проработал на бойне. Навыки, как видим, пригодились. Случай редкостный, ведь именно фактор болевых ощущений и заставляет тех, кому надоел белый свет, прибегать к наиболее безболезненным способам «поставить последнюю точку» .
При пожаре прошлым летом на полевом стане корейцев погибли двое – женщина, 1975 г.р., и мужчина, 1947 г.р. Такого рода информация своевременно прошла в районной газете. Фактически, однако, погибло трое, так как женщина была беременной. Она отравилась угарным газом, мужчина погиб от ожогового шока.
– Как часто при исследовании тел обнаруживаете алкоголь в организме?
– Если говорить о прошлом годе, то из упомянутых выше ста вскрытий в 39 случаях люди перед смертью находились в алкогольном опьянении. Причем степень его чаще оказывалась сильной или тяжелой, чем слабой.
– Вы говорили о том, что немало жителей района погибли в результате падения при ходьбе. О чем идет речь?
– Все шестеро – падали при разных обстоятельствах, но объединяет их одно: люди находились в нетрезвом состоянии. При падении ломались трубчатые кости. Следствие таких повреждений – возникновение тромбоэмболии – закупорки легочной артерии. То есть падение и летальный исход может отделять промежуток времени до одного месяца.
– Расскажите о медосвидетельствованиях…
– Возраст людей, которые получали различные травмы – от 5 лет до 85. Очень часто повреждения – следствие разборок между ближайшими родственниками. Из 416 человек 253 пострадали от воздействия кулаков, ног, полок, стульев и т.д., 22 – от острых предметов (нож, осколок стеклянной бутылки и тому подобное).
Травмы в ДТП получили 123 человека. Один мужчина пострадал на ферме в результате удара коровы рогами.
Самый серьезный случай 2012 года – травматическая ампутация руки на уровне предплечья у подростка из Незамаевской. Его, напомню, неправомерно допустили к работе в мясоперерабатывающем цехе станицы.
В результате половых преступлений пострадали четыре девушки. Кроме них, освидетельствовать пришлось и восьмерых насильников.
– Последний вопрос касается условий работы: какие они у вас?
– Проведен капремонт морга. Тогда же приобретен и новый секционный стол, получили набор новых инструментов для вскрытия. Однако холодильная камера по-прежнему маленькая. В нее помещаются только четыре тела. Так что желаемое и действительное пока не совсем соответствуют друг другу…