Удивительные по-своему бывают вещи. Вот – пример: водительский стаж павловчанина Н.И. Найдёна исчисляется с 1986 года, а «автобусный» – с 1987-го! Такая преданность «коллективному» средству передвижения говорит сама за себя.
Родом Николай Иванович из станицы Челбасской Каневского района. В нашем райцентре – с 1989-го. В том же году он вернулся из армии и сразу же устроился в автоколонну № 1488.
На службе, которая проходила в Московской области, первое время возил на УАЗике заместителя командира части по тылу. Однако вскоре ему доверили автобус ЛАЗ. Тогда, в конце 80-х, он, видимо, и не догадывался, что с «колесной» продукцией Львовского автозавода его свяжут десятилетия. Он и сегодня управляет 695-м ЛАЗом. Автобусу уже 18-й год, но он никогда не подводит ни водителя, ни пассажиров, потому что Николай хорошо изучил его слабые и сильные стороны и всегда вовремя делает со своим многоместным автомобилем то, что необходимо.
Сегодня его маршруты – только по району. Раньше приходилось обслуживать шахтеров. Перевозил их с восточной Украины в Гуково Ростовской области и обратно. Командировки длились по 15 дней. Приобретенный тогда опыт помогает Николаю по сей день.
На какие-то очень большие расстояния ездить ему не доводилось. Самые дальние маршруты – на Черноморское побережье и на плато Лаго-Наки. Но профессионализм, наверное, зависит не от дальности поездок, а от лет за рулем и общего километража. Сегодня в день он проезжает не менее 250 километров. Если даже это расстояние умножить на его «автобусные» годы, получится путь, многократно превышающий длину экватора. С одной стороны, в таком сравнении нет ничего удивительного, с другой – подобное невольно заставляет задуматься о специфике водительской профессии. Ей свойственны самые разные проявления. Порой – не очень приятные.
Месяца три назад Николай Иванович вез на своем ЛАЗе людей в Новолеушковскую. Дорога была сухой. В какой-то момент его автобус стала обгонять «Волга». Но делала она это не слева, как положено, а справа, то есть по обочине. А обочина – гравийная. Когда, обогнав автобус, сидевший за рулем «Волги» чудак заезжал на проезжую часть, его машину из-за выступа асфальта стало крутить на проезжей части как юлу – перед самым ЛАЗом! Раза четыре повернулся на 360 градусов. А потом – оказался в правом кювете. Но и это ничему не научило горе-водилу (в салоне, кроме него, находилась женщина). Поскольку легковушка чудом не перевернулась и никто не пострадал, ее владелец тут же «дал по газам» и вновь оказался на асфальте. И сразу же пошел по встречке, заставив случайного водителя резко съехать на обочину.
Эти дорожные выкрутасы еще раз убедили Н.И. Найдёна в том, что по нашим трассам порой ездят совершенно неадекватные люди. А значит, осторожность и умение упреждать подобные аварийные ситуации – едва ли не основное качество для любого водителя.
– Что самое главное на дороге? – задаю традиционный вопрос собеседнику.
– Уважение сидящих за рулем друг к другу.
– А можно ли человеку привить такое уважение?
– Не знаю. Если и можно, сделать это непросто. Любой нормальный человек должен понимать: от рискованной езды до аварии – шаг.
– Почему же некоторые люди так стремятся полихачить?
– Наверное, потому, что у них нет головы на плечах…
За многолетнюю практику у Н.И. Найдёна никогда не было конфликтов с пассажирами. Потому что их он уважает так же, как водителей.
Старается возить их так плавно, что некоторые даже умудряются заснуть на коротком маршруте от Павловской до Бейсужка или, скажем, Старолеушковской. Умение находить общий язык с теми, кто доверяет тебе свои жизни, – тоже не проходное качество.
Вне работы Николай, ясное дело, остается водителем. Сейчас у него «Ниссан Кашкай». Неплохая машина, считает он, только подвеска у нее жестковатая… Даже «Приора» идет мягче.
Не доверять мнению профессионала нет оснований. Пожелал ему, прощаясь, ни гвоздя, ни жезла.
А. Ушаков.