Галина Савельевна и Иван Константинович

Галина Савельевна и Иван Константинович

Моя самая первая встреча на хуторе  Красном – с Иваном Констатиновичем Олейником и его женой Галиной Савельевной. Гостеприимные и трудолюбивые люди. Глава семьи родился на Красном в 1938-м. С 1980 по 1983 – был управляющим отделения № 1 совхоза «Сосыкский», позже возглавлял кормоотряд, руководил 4-м и 5-м отделениями. На пенсии – с 1998 г. Внешне энергичен и полон сил, поэтому не сидит сложа руки. В 2000-м у него появилось крохотное фермерское хозяйство – всего 27 гектаров земли. Есть трактор и комбайн. Когда чего-то недостает, кооперируется с другими местными фермерами. Чувство локтя в конечном счете помогает всем.

Галина Савельевна – из Смоленской области, на хуторе – с 1959-го. Поженились в 1993-м.

– Красный, начиная с 1990-х, постепенно уменьшается, – рассказывает Иван Константинович. – Немало людей уехало, особенно – молодых. Некоторые – насовсем. Главная причина – отсутствие работы. Когда был совхоз, оттока населения не наблюдалось. Скоро некому будет на тракторе работать.

– Но ведь на смену базовому хозяйству пришли фермеры…

– Они-то у нас порой и жалуются на нехватку рабочих рук. Например, у моего сына – он закончил железнодорожный техникум – тоже есть КФХ. Трое механизаторов, работающие в нем, проживают в Новолеушковской. В другое подобное хозяйство люди ездят из Веселой.

Помню, после войны протяженность хутора вместе с другими соседними населенными пунктами была около 15 км. Теперь – в два раза короче.

– Сегодняшние фермеры занимаются исключительно растениеводством…

– Возможно, в этом тоже кроются истоки демографической проблемы. Ведь в «Сосыкском» когда-то, в лучшие времена, было до 14 тыс. свиней и до 600 КРС. Ясно, что после упразднения отрасли немало людей осталось не у дел. Сегодня по большому счету, кроме КФХ, работать негде.

– Но ведь у вас еще есть школа, отделение связи.

– В них трудоустроено не так много людей. На хуторе – четыре магазина. Все частные.

– Что у вас с газификацией?

– Лет семь назад эту проблему удалось решить. Абсолютное большинство жителей воспользовалось возможностью забыть о том, что такое твердое топливо. Газа сегодня нет только у материально необеспеченных. Таких у нас очень мало.

– Фермеры как-то способствуют решению социально значимых проблем?

– Конечно. Например, помогли, собрав деньги, отремонтировать покрытие на улице Советской – от поворота в поселок Северный до клуба. Часть средств выделил бюджет района.

– Что, по-вашему, больше всего тревожит местных жителей?

– Как сказать… Вот возьмем, к примеру, наш неработающий клуб. Его открывают только летом, зимой закрыт. Нет ни воды, ни отопления. Плюс к этому – проблемы с электропроводкой. Хотя ее обещают починить. Молодежи буквально некуда сходить. Раньше, помню, в клубе свадьбы проводили.

– Но ведь у вас есть бывшая столовая в пос. Северном – свадьбы и там можно устраивать.

– Можно.

– На хуторе – немаленькая баптистская община, что скажете об этих людях?

– Они трудолюбивые, непьющие, пользуются уважением хуторян. Многие взяли детей на воспитание.

– Какое у вас автобусное сообщение, и как работает отделение связи?

– Автобус ходит два раза в неделю – во вторник и в субботу. Некоторые им пользуются, но почти у всех есть свои машины. В отделении связи тоже всё имеется – телефон, можно дать телеграмму, отправить посылку, купить кое-какие товары.

* * *

После этого разговора Галина Савельевна не без гордости показала свой собственный сад. Деревьев – немало, все подрезаны, кругом – идеальная чистота. Тут же рядом небольшой пруд – в длину метров 25-30.

– На родине в Смоленской области давно были?

– Как уехала в конце 50-х – ни разу.

– Съездим обязательно – сначала в Смоленскую, потом – на Алтай, где мне довелось когда-то поднимать целину, – заверил на прощание Иван Константинович.