Многие в районе знают директора автостанции А.И. Нехаева. Одновременно он занимается и предпринимательской деятельностью. Первые шаги на этом поприще сделал в 1992 году. Тогда у него появилось КФХ. Земли было мало – 36 гектаров. Чтобы стало легче ее обрабатывать, объединился с несколькими другими фермерами. Купили по остаточной стоимости два трактора, бульдозер на базе ДТ-75 и машину у тогдашнего колхоза им. Жлобы. Немалое содействие в этом оказал руководитель хозяйства В.И. Сытник. Он же давал Алексею Ивановичу дельные советы по растениеводству.
– Сеяли свеклу, подсолнечник, кориандр и тыкву, – вспоминает собеседник. – Через какое-то время вырыл на хут. Первомайском в балке котлован, образовавшийся водоём зарыбил. Несколько лет на это ушло. Кроме того, приобрел сорок пчелосемей. За сезон брал до 1,2 тонны меда. Даже пчелиный яд сдавал. Но вскоре бросил это дело – очень уж сложный процесс.
С землей тоже не все просто оказалось. Главная беда – маленькие площади, кроме того, – трудности с соблюдением севооборота и конфликты между фермерами, связанные с межеванием. Словом, отказался от этого занятия. Нервотрепки много, а отдачи – никакой.
Следующий этап в предпринимательстве А.И. Нехаева – производство продуктов питания.
Взял у тогдашней заготконторы в аренду помещение бывшего колбасного цеха. Купил оборудование по выпечке хлеба. Сначала – одну печь. Работая на ней, поднакопил денег на другую. Вскоре понял: для успешного производства хлебобулочных изделий надо иметь собственную муку. Поехал в Ростов и приобрел там оборудование мини-мельницы. Производительность – две тонны муки в сутки. За 24 часа выпекал до четырех тысяч буханок хлеба. Чуть позже купил пресс по выпуску макаронных изделий.
Пшеницу закупал в спецхозе у Е.М. Егояна. Качество зерна было очень хорошее благодаря идеальному для выпечки хлеба соотношению клейковины к другим параметрам.
Работал на мельнице и в пекарне с сестрой и зятем. Все шло отлично.
Хлеб и макароны пользовались большим спросом. Одновременно перемалывали давальческую пшеницу. Выход муки высшего сорта доходил у Алексея Ивановича до 72 процентов. Это очень высокий показатель. Даже после закрытия производства к нему продолжали приезжать люди с просьбой переработать пшеницу.
Точку в этом его бизнесе поставил дефолт 1998 года.
– Деньги тогда обесценились, – говорит Алексей Иванович, – все в одну ночь стали миллионерами с пустыми карманами. Нарушились экономические связи между субъектами бизнеса. Вдобавок ко всему – правительство стало контролировать цены, не давая при этом дотаций предпринимателям. В условиях роста коммунальных платежей рентабельность моей мельницы и пекарни резко упала. Через короткое время, в 1999-м, пришлось закрыться. Оборудование продал райпо…
Потом у него была работа в МТС у А.П. Дьяченко. Одновременно с 2001-го возглавил автостанцию. Тогда же стал заниматься очисткой балки Очеретоватой на хуторе Пушкина-2. Было довольно много работы. Ведь балка еще со времен пыльной бури 1968 года превратилась в подобие болота.
Шесть лет ушло на очистку водоема – начал в 2002-м, закончил в 2007-м. Но до сих пор не все сделано. Надо, в частности, укреплять дамбы, решать другие задачи.
Площадь водного зеркала – 48 гектаров. Зарыбил их белым амуром, толстолобиком, карпом, судаком и сомом.
Нынешний сезон – самый первый, когда предполагается начать массовый вылов рыбы. Ее предстоит добыть до 30 тонн. Часть пойдёт на рынок, другая – на переработку в Тихорецк и Тимашевск.
Казалось бы, все отлично, но… Полгода назад истек срок 10-летней аренды. Чтобы продлить договор, надо пройти тендер, который состоится в Краснодаре. Участвовать может каждый, а вложенные нынешним арендатором средства и его труды в расчет не берутся. Конечно, такой подход иначе как ущербным не назовешь.
– Обычно на подобные обустроенные водоемы никто не претендует, – замечает Алексей Иванович, – но благодаря усилиям одного местного «доброжелателя» уже нашлись желающие из Краснодара. Их цель – оформить все на себя, а потом продать. Например, мне. Или тому, кто больше заплатит. Нынешние претенденты далеки от рыбоводства. Они уже оформили на себя водоемы в Незамаевской и на хут. Среднем Челбасе. Произошло это года три назад. За это время в воду не запустили ни одного килограмма рыбы.
Что касается корысти вышеупомянутого доброжелателя, то за слив информации о водоёмах, срок аренды которых истекает, краснодарцам ему помогли без проволочек оформить его собственный водоем. Очевидно, не обошлось и без денежного бонуса…
Вот такая история, что называется, из первых уст.
– Сдаваться не собираюсь. Буду действовать через суд и прокуратуру, – сказал, покидая редакцию, А.И. Нехаев.
Пожелал ему всяческой удачи.
А. Кузнецов.