Кубанских журналистов, представителей пресс-служб районных администраций краевой департамент по делам СМИ собрал в конце марта в Сочи. Последние четыре года такие семинары традиционны. Среди учебы и прикладных встреч со знаменитостями (на этот раз приехали обозреватель еженедельника «Хоккей» Владислав Домрачев и заместитель шеф-редактора телевидения «Комсомольская правда» Евгений Красильников) у нас есть возможность побывать там, где пишется история. Вернее, строится. Мне и коллегам посчастливилось оценить процесс возведения Олимпийского парка и горнолыжных комплексов от стадии закладки фундамента и до проведения крупных соревнований в новеньких комплексах…
Беспроблемный кластер
«Большинство объектов готовы принимать Игры хоть сегодня», – сказал недавно президент Олимпийского комитета России Сергей Жуков. В принципе, согласна. Если сравнивать с тем, что было здесь (на площадках в горах и в Имеретинке) еще в декабре 2012-го – темп нарастает. Да и тестовые соревнования четко идут по плану – завершились этапы Кубка мира, Гран-при по фигурному катанию, сноуборду, бобслею, скелетону, лыжным гонкам, прыжкам на лыжах, лыжному двоеборью, шорт-треку, фристайлу, санному спорту, биатлону, конькобежному спорту, керлингу. В апреле в Олимпийском парке разыграют медали участники чемпионата мира по хоккею среди юниоров.
Описывать ледовые арены в Прибрежном кластере смысла нет – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А мы их увидели на этот раз вместе с гидами – пресс-секретарями Оргкомитета «Сочи-2014» Денисом Веселовым и Евгенией Бочарниковой.
Нас встретили аккуратные, аскетичные в дизайнерском смысле архитектурные объекты. Внутри – небьющий свет, сочетание металла, пластика и стекла, яркие мягкие кресла, быстрый глянцевый лед, информационные технологии на каждом шагу, доступность для инвалидов… В хоккейном «Большом» дворце, куда нас провели вначале, в межсоревновательный период тренируются хоккеисты и фигуристы ДЮСШ по зимним видам спорта. Ради будущих чемпионов готовят лед, настраивают звук и свет, запускают систему вентиляции и кондиционирования воздуха. Пока «Большой» работает для юных три раза в неделю. Тихо, чисто и уютно. Нас пустили в кабинки для штрафников, с радостью журналисты посидели на деревянных скамейках для команд…
В крытом конькобежном центре «Адлер-Арена» на момент нашего приезда было суетно – шел второй день чемпионата мира по скоростному бегу на коньках на отдельных дистанциях. Кстати, Россия впервые получила право проведения таких соревнований с момента их учреждения в 1996 году. Во дворце, который иностранцы похвалили за «красоту, удобство и сухость воздуха», установили уникальную комплексную систему хронометража с фотоэлементами, стартовыми блоками и камерой фотофиниша, которая делает 2000 снимков в секунду.
Реально посмотреть заезды (мы наблюдали за соперничеством женщин на дистанции 1500 метров), да еще и в ложе для журналистов – целое событие. До момента проникновения на каток нашу делегацию ждала серьезная проверка. Собаки, металлоискатели, турникеты… Без аккредитации (которую нам оформляли месяц) вообще никуда. Снимать телевизионщикам не дали – «зя» только правообладателям. Зато фотографируй без вспышки (чтобы не мешать конькобежцам) сколь угодно. Везде волонтеры, иностранцы, болельщики. Особенно много подданных Голландии, которых можно было различить по шарфам оранжевого цвета, символизирующего королевскую династию.
Атмосфера любопытная, похожая на 3D-формат в кинотеатре – как будто ты внутри телевизора, можно попробовать дотронуться до бортика арены или услышать японцев, ругающихся по телефону после проигрыша их землячки…
Жаль, но в этот день наши красно-белые (цвет костюмов) девчата не взяли медалей, заняв лишь 7-е, 13-е и 15-е места. Первенствовали голландки. Но в общем зачете наша страна позднее поднялась на третью позицию с 23 медалями.
…Окинув взором парк, понимаешь, что в стадии завершения стройки лишь медиацентр и центральный стадион «Фишт» на 40 тысяч мест, где состоится церемония открытия и закрытия, а потом он понадобится для чемпионата мира по футболу-2018. Окончание работ – осень.
Останется лоск навести: убрать грязь, уложить подъездные дороги и всё украсить – скульптурами, газонами, деревьями, кустами и цветами (растения проходит акклиматизацию тут же, в открытом питомнике).
Игры в горах – не за горами
Четыре года кипит работа в верхнем, Горном кластере. Тут всё сложнее. Во-первых, объекты рассредоточены по Красной Поляне. Во-вторых, строятся новые дороги (в том числе совмещенная авто- и железная дорога «Адлер – «Альпика-Сервис»), тоннели, развязки, прокладываются коммуникации в сложных природных условиях. Большую долю расходов на этой точке понесли инвесторы. Зато в наследство от Игр останутся три полноценных горных курорта и база для тренировок российских спортсменов – «Лаура», «Горная Карусель» и «Роза Хутор». А ведь в 2007 году здесь работала всего одна канатная дорога.
Вот что сказал Александр Белокобыльский, исполнительный директор филиала горнолыжного комплекса «Роза Хутор» (именно туда на высоту 2200 метров мы и отправились): «В этом году все соревнования на нашей точке прошли достаточно удачно. Единственное – на то они и тестовые соревнования – погода преподносила сюрпризы. Были определённые сложности по подготовке трасс именно в этих условиях, но мы справились».
Нам, журналистам, повезло, экскурсия состоялась аккурат перед 25 марта, а с этого дня склоны курорта «Роза Хутор» частично закрыли. Трасса стала доступна лишь гостям из отелей на территории и владельцам ранее купленных ски-пассов (абонементов на пользование подъемниками и трассами). В кассах – только экскурсионные билеты.
Ограничение связано с подготовительными работами, которые ведутся в преддверии Игр. Завершается возведение Горной деревни, дополнительных подъемников, и создаются хранилища для оснежения, где «складируют» 450 тысяч кубометров снега.
* * * * *
За державу пока обидно
Французская биатлонистка Мари Дорен-Абер на своем официальном сайте написала, что не почувствовала олимпийского духа в Сочи: «Город-призрак. Роскошные здания стоят посреди слякоти, вокруг усталые строители. Я чувствую себя неуютно…».
Может, это депрессия или просто зловредничание иностранки. Но мое путешествие в центр города C. тоже кое-где подпортило впечатление. Новомодные хаотичные бетонно-зеркальные высотки среди цветущих магнолий и мимоз убивают имидж тихого приморского курорта напрочь. Много мусора, забитых после дождей ливневок, шум от транспорта… Море и речки страдают от антропогенной нагрузки (мидий не стало, а местная популярная рыба барабуля приобрела непонятный запах). Говорят, летом появляются рои мух и комаров, чего давно не было. Скачущих белок и птиц в реконструируемом нынче дендрарии практически не увидела. Зато на глаза постоянно попадалась масса некоренного населения – гастарбайтеры везде. Как же с объявленным полмиллионом рабочих управятся миграционные сотрудники и полицейские, когда придет время их выдворять на родину?!
«Сочи – город духовности и добра». Таким слоганом встретила южная жемчужина. За два дня из трех магазинов меня пытались обмануть в двух. Номер в отеле в том же комплексе «Роза Хутор» стоит от 4500 рублей. Такси из Кудепсты до железнодорожного вокзала Сочи (а это где-то 30 км) – 1000 рублей. Водитель Лёва честно признался, что расценки завышены («все так зарабатывают»), а на период спортивного события уедет к теще в Воронеж: «А что здесь делать? Английский надо учить, а мне некогда….».
Таки об английском… Чтобы иностранцы чувствовали себя комфортно, чтобы верно ориентировались, на улицах появились таблички. На них под русским текстом размещен перевод. Одна увиденная мной надпись гласит: «Кнопка вызова специалиста». Перевод: «Kall of specialist» (слова kall нет в английском, а есть call, которое означает «вызов»). Стало смешно до слез: «Калл специалиста»… Зарубежный гость вообще не поймет, что ему предлагают со специалистом сделать.
Ощущение: событие мирового масштаба, Олимпиада – отдельно, отдельно, а местные жители – отдельно. Вначале в Гватемале была эйфория, гордость, что мы получили право принимать Игры, затем – раздражение, митинги по поводу неудобств, переселений, экологических заморочек. На исходе реконструкции Сочи, его инфраструктуры, финансовых вливаний в курорт расцвело равнодушие, потребительство… Печалят не строительные кучи, не лужи после дождей, а безразличие народа. И дело не в бедности граждан, а в банальной лени и нечистоплотности. В том же поселке Эсто-Садок на Красной Поляне никаких субботников, пусть маленьких, но клумб перед частными дворами. Зато по комплексной краевой программе благоустройства города по ходу движения транспорта установили металлический забор, иммитирующий деревянный. Потемкинско-олимпийский. За этим забором – свинарник, как и перед ним – на улице… Так и хочется сказать «Доброе хрю вам, господа краснополянцы!»
Как обещают власти, поселковцев к осени ждет не только ремонт разбитых дорог, но и газификация, замена инженерных сетей. Изменится и внешний вид поселков, объектов торговли, автомобильных стоянок и автобусных остановок. Дай-то бог! Как написал недавно поэт Игорь Иртеньев:
Нет силы, терпенья и мочи
Момента счастливого ждать,
Когда наконец-то на Сочи
Господня сойдет благодать.
…Кто-то будет обсуждать, сколько денег вбухано, кто-то хихикать над субтропической Олимпиадой. Это, как говаривал чудаковатый герой Сергея Никоненко из фильма «Ёлки-палки», «нецелесообразно», потому как изменить уже не под силу. Зато в силах каждого, болельщика или спортсмена, поучаствовать в этом грандиозном мероприятии.
Не забывайте, слоган Олимпиады – «Жаркие. Зимние. Твои.»
Я. Ляшенко.