Во время круглого стола в редакции

Во время круглого стола в редакции "Единства"

За последние годы и десятилетия в «Единстве» опуб­ликованы сотни, если не тысячи материалов, посвящённых детской безопасности на дорогах. Однако заметного прорыва в данной проблеме, к сожалению, не наблюдается. К примеру, в первом квартале 2013 года в авариях пострадало больше школьников, чем за тот же период в 2012-м.

Ясно, что с одной стороны, постоянно растёт количество тех же велосипедов и скутеров на дорогах, которые так любят несовершеннолетние, – это естественный процесс, с другой – оставляют желать большего наши законы: ведь на столь травмоопасное транспортное средство, как скутер (до 50 куб. см), не требуются никакие права, значит, не надо нигде учиться известным правилам. Сел и поехал. Главное – формально – чтобы позволял возраст (16 лет). Такую ситуацию, длящуюся уже очень давно, никак нельзя назвать нормальной.

Можно ли в таких условиях реально что-то сделать, чтобы как-то улучшить ситуацию?

На эту тему высказались принявшие участие в круглом столе в редакции «Единства» ведущий специалист управления образованием И.В. Раздымахо, начальник отделения ПДН ОМВД России по Павловскому району И.Ю. Павленко, специалист по анализу и планированию роты ДПС К.В. Клименко, завучи по воспитательной работе СШ № 3, СШ № 10 и СШ № 11 М.И. Воловодова, Н.А. Шпак и А.А. Груник, социальный педагог СШ № 10 В.В. Шпак и инспектора по пропаганде роты ДПС и отдела ГАИ ОМВД России Д.И. Куц и Э.В. Дмитриенко.

Вёл заседание круглого стола автор публикации.

Э.В. Дмитриенко: – В прошлом году в районе с участием детей зарегистрировано 12 ДТП, в которых 13 несовершеннолетних пострадали. Из них 9 были пассажирами транспортных средств, двое пешеходами. Ещё двое – скутерист и велосипедист – оказались виновниками аварий.

За истекший период 2013 года отмечено 3 «детских» ДТП. В них ранения получили скутерист, пешеход (оба из СШ № 11) и пассажир.

– Каково положение дел с детскими пассажирскими перевозками?

– Оно тоже обстоит не лучшим образом. В прошлом году выявлено 16 нарушений со стороны водителей школьных автобусов, из них три связаны с выпуском на линии транспортных средств, не прошедших годового техосмотра. В других случаях люди за рулём не соблюдали скоростной режим, управляли автобусами, не пристегнувшись ремнями безопасности, без путевого листа и без использования внешних световых приборов.

Были подобные нарушения и в 2013 году – в СШ № 11 и СШ № 10.

Одна из серьёзных проблем заключается в том, что родители детей, которые разъезжают на скутерах, не идут на контакт с сотрудниками ГАИ.

И.Ю. Павленко: – Эту ситуацию можно исправить. Существует определённый алгоритм действий. Вы должны ставить в известность о подобных случаях отделение по делам несовершеннолетних. Если сотрудники ГАИ, предположим, остановили подростка на скутере, нарушившего ПДД, его нельзя привлечь к административной ответственности. Но такой случай можно обсудить на комиссии по делам несовершеннолетних. Школьника поставят на профилактический учёт в отделении ПДН, а родителей его предупредят об ответственности. Если выводы не будут сделаны, и подросток снова нарушит ПДД, тогда в отношении матери или отца составят протокол, влекущий штраф.

Д.И. Куц: – В 2012 г. в учебных учреждениях района прочитано 49 лекций о дорожной безопасности, в этом году таких лекций было 25. Проведён также ряд мероприятий, акций и операций ГАИ. В то же время эффект от всего этого оставляет желать большего. В минувшем году выявлено 21 нарушение детьми ПДД. В 17 случаях учащиеся оказались недобросовестными пешеходами. С их родителями проведены беседы.

– Как изменить несерьёзное отношение взрослых и детей к безопасности на дороге?

И.В. Раздымахо: – Надо более целенаправленно вести соответственную работу в школах. Родителей вызывают на советы профилактики, в отдельных случаях педагогам приходится бывать в семьях. Видимо, делать это надо чаще.

К.В. Клименко: – На этот счёт в Сочи накоплен определённый положительный опыт. Там используют своего рода неформальную регистрацию скутеров, продаваемых подросткам. Потом эту информацию предоставляют ГАИ. Имея конкретные адреса, наши коллеги из приморского города более успешно решают эту проблему.

– У сотрудников ГАИ, если я правильно понял, есть не только адреса, но и номера телефонов родителей, которые приобретают своим детям транспортные средства?

– Совершенно верно.

И.Ю. Павленко: – Подобное можно при желании сделать и у нас. Ведь сложного тут нет.

И.В. Раздымахо: – Единственное, что может помешать, – это закон о персональных данных.

Д.И. Куц: – Тогда эти данные можно получить не в торговых предприятиях, а непосредственно в школах. Ведь там есть и адреса, и телефоны родителей.

– Если я правильно понял, та работа, которая ведётся в школах по профи­лактике детского дорожно-транспорт­ного травматизма, всё же недостаточна, не так ли, Ирина Владимировна?

И.В. Раздымахо: – Там, с одной стороны, делается всё, что необходимо – от внутришкольной работы по профилактике дорожных происшествий до различных фестивалей – районных и краевых, преследующих те же цели. Тут и конкурсы в рамках ЮИД, и круглые столы. С другой, чего-то явно недостаёт.

К.В. Клименко: – Почему не приглашаете на круглые столы инспекторов ГАИ?

– Они очень часто бывают на общешкольных мероприятиях, но, возможно, их стоит приглашать и на те, что устраиваются и проводятся в более узком формате.

Н.А. Шпак: – В нашей школе работа по профилактике ДТП строится сразу по нескольким направлениям – в соответствии с разработанным планом. Во всём этом задействованы и педагоги, и дети, и родители, и инспектора ГАИ. Вопросы безопасности на дороге обсуждаются на классных часах и на практических занятиях по знанию ПДД. Ребята лучше усваивают информацию, когда она исходит от их сверстников, поэтому мы активно привлекаем к работе наш отряд ЮИД.

Неоценима работа библиотекаря школы Н.Н. Кулиш. Организуются увлекательные беседы-обзоры с элементами викторины, игры, конкурсы и т.д.

– У вас в школе есть список детей, которые имеют скутер?

– Пока такого списка нет, но он появится в ближайшее время, хотя примерно мы знаем, кому из учеников родители приобрели эти транспортные средства.

М.И. Воловодова: – Надо более активно работать с родителями – так же, как с детьми, которым наглядно, на фотографиях, демонстрировалось, к каким печальным последствиям приводит езда без соблюдения ПДД на скутерах и велосипедах. Хотя такой урок «шоковой терапии» у нас был только раз, думаю, подобное надо практиковать почаще.

Э.В. Дмитриенко: – Я предлагал провести «шоковый» урок в СШ № 2. Но там некоторые родители почему-то отказались. Правда, недавно директор Р.В. Кадыров попросил организовать такое мероприятие.

А.А. Груник: – В нашей 11-й школе в этом году два учащихся попали в дорожные происшествия – скутерист и пешеход. Первый оказался виновен в аварии и серьёзно пострадал. В настоящее время он проходит реабилитацию дома, до этого лечился в больнице. Второй пострадавший из СШ № 11 – пешеход. Вины его не было.

Оба случая произошли уже в этом году, хотя в самом конце прошлого, в декабре, у нас проводилось общешкольное родительское собрание, на нём выступал инспектор по пропаганде роты ДПС Д.И. Куц. Потом подобные проводились в классах. Эффект их почему-то оказался слабым.

М.И. Воловодова: – Наш ученик тоже попал в ДТП при езде на скутере, хотя профилактическая беседа проводилась всего за несколько дней до случившегося.

– Нет никакого сомнения в том, что на добрых 90 процентов безопасность детей на дорогах зависит от родителей, а не от школ или гос­автоинспекторов. К сожалению, роль родителей в этом важном вопросе явно недостаточна. Не припомню, чтобы за последние десятилетия родители учеников выступали не страницах «Единства» с какими-то конкретными предложениями.

И.В. Раздымахо: – Родители явно не понимают, насколько скутер опасен. Такая безответственность взрослых говорит о многом. Некоторые не считают даже нужным посещать школьные собрания.

– Как воздействовать на легкомысленных родителей? Похоже, никто этого не знает… Все неприятности с детьми на дороге случаются в дневное время, а не в вечернее, когда действует закон № 1539.

К.В. Клименко: – Надо, очевидно, провести какое-то общерайонное собрание по дорожной безопасности детей – с участием всех заинтересованных сторон, включая родителей, отдел молодёжи и т.д. На нём надлежит выработать какие-то совместные действия.

И.В. Раздымахо: – Я поддерживаю это предложение. Как и то, что связано с созданием банка данных о школьниках, у которых есть велосипеды и скутеры. Данную информацию надо затем передать в ГАИ. Более целенаправленно стоит работать с родителями, которые, безусловно, любят своих детей, но почему-то не думают об их безопасности на дорогах.

В.В. Шпак: – Такую же профилактическую работу следует активнее вести и с самими школьниками. В том числе – индивидуальную. Более заметную роль надо отводить юным друзьям полиции, то есть детям, которым 14-15 лет. До этого они состояли в отрядах ЮИД и там усвоили немало полезной информации. Ею они и должны почаще делиться с другими школьниками.

– Каково состояние улично-дорожной сети в районе? Ведь этот фактор также заметно влияет на безопасность.

Э.В. Дмитриенко: – Улицы и дороги во многих населённых пунктах разбиты. Особенно это касается периферии. В крайне неудовлетворительном состоянии – разметка. Предупреждения ГАИ реализуются крайне медленно.

На сегодняшний день имеют место недостатки в содержании улично-дорожной сети в непосредственной близости от десяти общеобразовательных учреждений, включая СШ № 10 и СШ № 12 в Павловской. Постоянные ссылки на нехватку денег в данном конкретном случае по меньшей мере несостоятельны.

– Надеюсь, что всё сказанное и предложенное на этой встрече поможет более действенной профилактике детского дорожно-транспорт­ного травматизма. Наверное, есть смысл через какое-то время снова собраться в редакции и попытаться ответить на вопрос: подкрепились ли слова делами.

Е. Власенко.