Веснушчатая молодая женщина подсела ко мне в автобусе «Краснодар – Ленинградская». У нас были соседние места, только мне нужно было до Павловской, а ей – дальше.
– Я вас где-то видела,–сказала попутчица.
– Вряд ли, – ответила я и угостила её мандарином. Мы разговорились.
– Может, в краевой больнице мы встречались ранее? – допытывалась женщина. – Я оттуда еду. У меня с почками проблема. Да и год там стою на очереди в клинику, чтобы родить. Мы с мужем уже четыре года вместе живем, а детей нет.
– Может, это и к лучшему, – успокаивала я незнакомку. – Дети – это ответственность, да еще и какая. Плохо, если они болеют. Как трудно совмещать работу и семью.
– Так я же не работаю сейчас, – пояснила попутчица, – домом занимаюсь. А раньше дояркой была на ферме. Тяжело, да и муж не разрешает. Он скотником работает, по 25-30 тысяч рублей получает. Встает рано, отправляется на ферму, а с 12 до 17 часов – дома, потом опять работает до позднего вечера. Привык к такому графику. Мы в этом году дом купили, – поделилась радостью женщина. – Субсидию взяли, собрали документы и рассчитались с хозяйкой за тот дом, где жили как квартиранты. Правда, нам еще 15 лет по 4,5 тысячи рублей в месяц выплачивать. Но как-нибудь справимся. У нас же огород – 45 соток, две коровы держим, свиньи есть, цыплят купила.
– И как вы со всем этим управляетесь?
– Потихоньку. Коров машинкой дою, молочко сепарирую и продаю. По три тысячи в месяц за свою молочную продукцию выручаю.
«Вот тебе и «не работаю»! – подумала я. Это только сказать просто «сижу дома». И я прониклась симпатией и уважением к этой молодой труженице.
В этот момент у меня зазвонил мобильник: брат волновался, как у меня дела и во сколько я буду на автовокзале. Пообещал меня встретить.
Проглянуло весеннее солнышко. И щедро награжденная им веснушками попутчица тоже достала мобильник, поговорила. После сообщила мне, что это была сестра – жаловалась на племянницу, которая еще маленькая, часто капризничает, иногда плохо спит. Затем продолжила:
– Я хотела ребеночка усыновить, а муж не согласен. Своих детей хочет, прошел медобследование. Стоим теперь на очереди в клинике на искусственное оплодотворение.
– Радуйтесь жизни уже сейчас, – успокаивала я попутчицу.– Помогайте сестре с дочкой, заботьтесь друг о друге.
Женщина меня уже не слышала. Она надела наушники, включила любимую музыку и даже «до свидания» мне не сказала. Наверное, обиделась на меня за советы. А по-моему, у каждого – свое предназначение, свой путь. И не надо отчаиваться, когда что-то не ладится, не получается. Жизнь сама по себе – большое счастье.
Я подъехала к Павловской. Меня встретили брат, сын и племянник. И я по-своему была счастлива, хотя и устала от поездки.
И. Игнатьева.