История Старолеушковской школы-интерната начинается в 1928 году. Именно тогда из станицы была выселена часть зажиточных казаков, которых во всех документах именовали не иначе как кулаками. В их крепких кирпичных домах и был размещен детский дом № 1, к которому отошли обширные подворья выселенных.

 В 1943 году после освобождения Кубани от немецко-фашистских оккупантов в Старолеушковской открылся первый краевой детский дом. В 1970 году его директором был назначен В.К. Калинин. Он проработал в должности 39 лет и заложил основу этого уникального учебного заведения. На базе детского дома в 1971 году начала действовать вспомогательная школа-интернат на пять классов. С 2009 года школой руководит заслуженный учитель Кубани, почетный работник общего образования России А.А. ЖОГЛО.

Сегодня в школе-интернате 204 ребенка из Павловского района, 18 детей – из Выселковского, 40 ребят обучается на дому.

Педагогический коллектив насчитывает 63 человека. Так как школа является базовой по трудовому профессиональному образованию, то именно оно одно из центральных мест в системе социализации выпускников.

Все по-хозяйски

Первое впечатление, когда заходишь за ограду учебного заведения, – попал в санаторий. Аккуратные дорожки и тротуары, прекрасный изумрудный газон, с хорошим дизайнерским вкусом размещенные малые архитектурные формы: беседки, мостики, фонтанчики, клумбы и рабатки. И идеальная чистота повсюду – в помещениях, классах, спальнях и во дворе.

Александр Александрович Жогло показал все школьное хозяйство. Ребята в это время постигали азы математики, русского языка и литературы, занимались физкультурой. Один из классов работал в теплице.

В классах уют и, как и в обычной общеобразовательной школе, интерактивные доски, автоматизированные рабочие места учителей, компьютеры.

Шанс найти себя

По словам директора, работа всего педагогического коллектива школы-интерната нацелена на главную задачу: дать детям с ограниченными возможностями здоровья шанс найти себя в жизни, получить твердые профессио­нальные навыки, адаптироваться к суровой действительности.

Не секрет, что многие родители учащихся интерната недобросовестно исполняют свои родительские обязанности, не создают детям комфортные домашние условия. Поэтому только здесь, в школе, эти ребята имеют возможность нормально питаться, одеваться, жить практически одной большой семьей, где родительские обязанности взяли на себя педагоги и воспитатели. Именно они делают все для того, чтобы из своих воспитанников подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнить несложные виды работ в фермерских и личных подсобных хозяйствах, на производственных предприятиях.

«Пусть меня научат…»

Предпрофильная подготовка ребят осуществляется по пяти направлениям: столярное, швейное, каменно-штукатурное дело, животноводство и растениеводство. И для этого есть все необходимое.

Возьмем, к примеру, растениеводство. Кабинет по этому предмету располагается прямо в большой теплице, где рядом установлены пикировочные столы, грядки с цветами и овощами. Так что теория подкрепляется тут же на практике. И что особенно важно, в каждом уголке, где занимаются дети, обязательно присутствуют элементы релаксации, психологической разгрузки, помогающие снять эмоциональное, моральное напряжение: альпийские горки с мягко журчащим водопадом, растения с особым запахом и прочее.

Вместе с преподавателями дети заложили питомник хвойных и фруктовых деревьев, посадили поле тыквы, урожай которой пойдет на корм скоту, возделали опытные участки, где вскоре появятся капуста, лук, кабачки и другие огородные культуры.

Немало внимания учащиеся уделяют выращиванию рассады садовых цветов, которую затем реализуют через торговую сеть.

На скотном дворе интерната ребята учатся ухаживать за коровами, поросятами, овцами, кроликами, птицей. И не просто ухаживать, но и в случае необходимости принять приплод, подоить.

Теория тесно связана с практикой. Навыки, полученные по швейному делу, используются при изготовлении, скажем, фартуков, постельного белья. Все, чему научились на занятиях по штукатурному делу, пригодится во время ремонта классных комнат, кабинетов. Конечно, в первое время под присмотром профессионалов.

Планируется в школе расширять обучение обувному делу. Мелкий ремонт обуви уже сейчас хорошо проводят члены кружка «Сапожок».

Спорт для всех

Учащиеся интерната – непременные участники многих спортивных состязаний. И их успехи отмечены многочисленными кубками, медалями. В планах педагогического коллектива – активное внедрение в паралимпийское движение, участие команд по легкой атлетике и настольному теннису во всероссийских соревнованиях.

Даже то, что в интернате нет спортивного зала, этих намерений не меняет. Уроки физкультуры, занятия спортивных секций в большей части проводятся на свежем воздухе.

Сейчас коллектив занят подготовкой спортивной площадки для игры бочче. Это – прародитель современных боулинга и керлинга. Бочче не только вид спорта, но и прекрасный комплекс мероприятий по реабилитации инвалидов. В 1984 году игра стала паралимпийским видом спорта.

Достояние педагогики

Опыт работы коллектива школы-интерната давно уже стал достоянием педагогической науки. Не проходит и недели, чтобы сюда не приезжали поучиться гости со всей России. Школа является площадкой передового опыта обучения, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, создания адаптивной среды и реабилитации детей и подростков. Заслуга в этом как всего творческого педколлектива, формировавшегося в течение многих лет, так и его руководителя.

Каковы бы ни были успехи, никто не собирается останавливаться на достигнутом.

В планах администрации образовательного учреждения дальнейшее благоустройство и озеленение территории, строительство гаража на три автомобиля, спортивного зала, учебных мастерских, модульной котельной, которая позволит вдвое увеличить площадь теплицы. Предполагается в 2013-2014 году открыть новый профиль трудового обучения «Обувное дело».

Нужно обязательно добавить, что действует попечительский совет, возглавляемый предпринимателем В.П. Савранским. Есть немало добрых помощников, которые всегда протягивают руку помощи школе и педагогам.

Н. Чиж.