Писать о сорняках и мусоре в черте населенного пункта – значит «идеологически» обеспечивать будущую ассенизацию. К сожалению, такая идеология уже привычно не имеет логического завершения, потому что «революция в мозгах», от которой среди прочего зависит и экологическое правосознание, – процесс долгий и мучительный.
Маршрут начинается у сияющей блеском недавнего ремонта, но, увы, недействующей помывочной на углу Гладкова и Крупской. Банька несколько подзаросла, а ведь это почти центр Павловской.
Движемся на запад по улице имени подруги и соратницы нашего незабвенного вождя. В целом картина терпимая, но встречаются участки, заставляющие вспоминать о косе. Восточнее дома № 74 – зеленый массивчик в балке. Сомнительно, чтобы вредной поросли когда-нибудь касался острый инструмент.
А вот – поворот с Азовской на Петра Слюсарева. Угол основательно зарос всевозможным чертополохом. Он, однако, никому не мозолит глаза.
Новая приятно удивляет ровно уложенным асфальтовым покрытием. Еще лет 6-7 назад такой презентабельностью улица не могла бы похвастаться. Но не все так радужно. Возле одного из дворов (неясно, какого именно) стоит на приколе тяжелый импортный колесный трактор. Надо думать, картер его двигателя совершенно пуст. Об этом свидетельствует огромных размеров масляное пятно под этой самоходной машиной. С такой экологией нам до цивилизации как до луны.
Повернули направо – на Горького. Хотя участок дороги тут основательно разбит, сорняков не видно. Их предостаточно на перпендикулярной Краснодарской. Грунтовка идет аккурат вдоль посадки. Бурьяна предостаточно с обеих сторон. Впрочем, через несколько десятков метров становится ясно – в который раз! – что ухоженность любого пространства определяется конкретными людьми, хозяевами домов. Те, что южнее по Краснодарской, заметно обошли «северян», так как вышеупомянутую косу в руки брать не стесняются.
Левый поворот, и мы – на Базарной. Тут тоже все весьма неоднозначно. Через улицу от дома № 7 – участок возводимого жилья. Видно, будущего хозяина тут давненько не было. А может, был на днях, но на засилье бурьяна никак не отреагировал.
То же самое – через какой-то десяток метров. Впечатление такое, что заросшая сорной травой территория никому не принадлежит. Не лучше картина, если посмотреть на юг – в сторону лесополосы.
Через дорогу от дома № 16 по Базарной – еще одна частная стройка. Она утопает в высоком цикории, перемешанном с сорняками. Перед крыльцом – кусты амброзии. Стоит бросить взгляд «по диагонали» – и взору предстает очередной «ничейный» строительный участок, утопающий в карантинной зелени. Недостроенный на треть туалет свидетельствует о том, что владельцы когда-то запланированного домовладения давненько сюда не являлись.
Следующее бесхозное пространство – на углу Новой и Базарной.
Аналогичный сорняковый пейзаж «украшает» пересечение Базарной и Парковой. Движемся на юг и вскоре лицезреем картину совершенно иного свойства: большая зеленая поляна, а по периметру высажены деревья. Приятно посмотреть. Еще один пример человеческого неравнодушия к собственной среде обитания. Улица Толстого также выглядит весьма ухоженной, но далеко не везде. Свернув по переулку Гаражному налево, движемся вдоль хорошо знакомой посадки. Чего тут только не растет! Проехав немного на восток по все той же Толстого и не найдя тропинок в глубь широкой лесополосы, подумали было, что набившая оскомину тема утилизации бытовых отходов жителями соседних коттеджей, наконец-то сошла с повестки дня. Но сильно просчитались. Клоачная тропа – и не одна! – предательски обнаружилась через несколько десятков метров. Стоит зайти под сень деревьев и сделать с дюжину шагов, и все сразу же встает на свои прежние места: многократно ранее упоминавшиеся «копанки» никуда не делись. Как и раньше, они заполнены всевозможной бытовой гадостью.
Невольно пронизывает мысль: зачем писать о том, о чем и так все отлично знают?! Обычное отсутствие наказания провоцирует недалеких людей на повседневное и методичное загрязнение окружающей среды. Законы попираются, и ничего в этом смысле не меняется в лучшую сторону.
Всё по-прежнему и возле гаражного кооператива, граничащего с территорией бывшего ПМК-1 крайпотребсоюза. Грязи, хлама и нечистот стало еще больше. Сорняки – в человеческий рост и выше! Серп и молот на торце соседней пятиэтажки – как немая подсказка того, что уже давно пора применить по прямому назначению: изогнутым и острым ножом – пройтись по прилегающей к дому обширной территории, погруженной в сорняки, а большим и тяжелым молотком, – символом мирного труда, хотя бы помахать для приличия, имитируя угрозу, вблизи тех, кто годами превращает станицу в отстойную яму.
Но взять в руки изрядно поржавевшие косу и молот никто почему-то не торопится. Пролетарский энтузиазм давно почил в бозе.
А. Черный,
заместитель начальника Павловского межрайонного отдела россельхознадзора.
Е. Власенко,
сотрудник редакции.