Председатель районной федерации шахмат Василий Давиденко накануне этого дня побывал в редакции и ответил на вопросы главного редактора Владислава Зинченко.
– Ответ очевиден для каждого любителя древней игры. Стало хуже. Вспомним 70-80-е годы. Огромным стимулом стало принятое в 1978 году постановление краевых властей о развитии шахмат на Кубани. В школах был введен шахматный всеобуч, открывались специализированные школы, а в Славянске-на-Кубани даже был построен Дворец шахмат. Жизнь бурлила. Мы не успевали ездить на соревнования – в крае они проходили чуть ли не каждый месяц. Но самое главное – с детьми стали заниматься высококвалифицированные тренеры.
– Вы имеете в виду Цешковского, Аверкина, Сапфирова?
– Их в первую очередь. Переезд из Омска в Краснодар двукратного чемпиона СССР Виталия Цешковского стал событием краевого масштаба. Или Ореста Аверкина из Тирасполя. Он был тренером чемпиона мира Бориса Спасского. И это говорит о многом.
– В то время шахматисты были национальными героями. А сейчас о них мало кто знает.
– Согласен с вами. Чемпионат СССР широко освещался на телевидении, по радио и в газетах. А за матчами на первенство мира следила вся страна.
– Почему теперь по-иному? Я попросил своих знакомых назвать нынешних чемпионов мира и России. Некоторые знают действующего чемпиона планеты Вишванатана Ананда, а вот сильнейшего шахматиста нашей страны никто так и не назвал.
– Многое зависит от политики властей, от того, какому виду спорта отдается приоритет. В постсоветское время в России на первое место вышел теннис, затем горнолыжный спорт. А о шахматах стали забывать.
– Вернемся, однако, в наш район.
– В 70-80-е годы шахматные кружки действовали во всех школах. Соревнования среди детей были регулярными. У нас появились Павел Балабин, сестры Аня и Катя Зерновы из Незамаевской, Юлия Жданова. Они играли на уровне первого взрослого разряда. Это в Павловском районе. А в Туапсе вырос будущий чемпион мира Владимир Крамник, которого в юные годы тренировали Орест Аверкин и Виталий Цешковский. Затем шахматные секции стали закрывать. Количество соревнований свели к минимуму. И вот итог: в последние годы в чемпионате района участвовало не более 4-5 команд, а раньше их было до 25. А в январе этого года команды вообще не собрались.
– Читатели могут подумать, что в районе и шахматистов не осталось.
– Почему же! Они есть в каждом сельском поселении. Но их нужно организовать, заявить для участия в командном первенстве, привезти в Павловскую. А это хотя и небольшие, но расходы. Никто не спросит у главы поселения или у инструктора по спорту: почему не выставлена команда?
– Неужели все так мрачно?
– Не совсем. Да, командное первенство района у нас на задворках, но мы в течение года проводим немало турниров: открытый чемпионат Павловской, личный чемпионат района среди мужчин на приз газеты «Единство», соревнования на призы крестьянского (фермерского) хозяйства «Богатырёв С.В.», межрайонный турнир «Павловская осень», сами ездим на соревнования в Ейск, Кущевскую и другие райцентры. Кроме того, проводим немало турниров по молниеносной игре с контрольным временем 15 минут. Все держится на энтузиастах, которые организовывают подобные турниры, а вот отделы по вопросам физической культуры и спорта администраций муниципалитетов остаются в стороне.
– Почему-то таких ярких личностей, как кандидаты в мастера Андрей Чумаченко и Вячеслав Криволап, у нас не появляется за исключением, может быть, Ильи Дужакова.
– Илья, конечно, очень способный. Будучи школьником, он вырос до первого разряда. Затем, став студентом одного из вузов Санкт-Петербурга, начал заниматься у известных в стране тренеров. В итоге выполнил норму мастера ФИДЕ.
– Думаю, делает честь районной федерации шахмат то, что вы сохраняете память о Вячеславе Криволапе и проводите турнир-мемориал в его честь. А как сложилась судьба Андрея Чумаченко?
– Он уехал в Соединенные Штаты. Преподает математику, учит детей азам игры в шахматы. Сам участвует в турнирах, имел одно время неплохой рейтинг. Чтобы шахматисты такого уровня у нас появлялись, нужно учить шахматному искусству как можно больше детей. Первые шаги уже сделаны благодаря ДЮСШ «Виктория». Школа взяла в свой штат двух тренеров-совместителей: Борис Натальный занимается с детьми в павловской СШ № 10, Александр Луговской – в незамаевской СШ № 14. Ведет кружок в РДК Николай Малушко. В общей сложности шахматным всеобучем охвачено около 50 детей. Что, конечно, крайне мало. Можно найти еще тренеров-совместителей, а оптимальный вариант – пригласить в район высококвалифицированного специалиста, но для него нужны жилье и достойная зарплата. А где их взять?
– На ваш взгляд, есть ли в районе способные дети?
– Назову Кирилла Мухина и Дмитрия Погуляя из десятой школы, Влада Криворучко и Максима Мурниека из второй. Чтобы их мастерство росло, нужны не только постоянные тренировки, но и регулярное участие в краевых соревнованиях, а они сейчас редки. Печально, но факт – последние годы не проводится даже чемпионат края среди команд сельских районов.
– Есть ли на Кубани районы, на которые можно равняться?
– Северский и Динской. Там работают квалифицированные тренеры – в основном из Краснодара. Благодаря близости краевого центра молодые шахматисты часто приезжают в Краснодар и играют в турнирах более высокого уровня. И это, безусловно, способствует росту их мастерства.
– Подведем итог разговора: что же в первую очередь надо сделать для возрождения шахмат в нашем районе?
– Организовать секции во всех школах, думаю, больших материальных затрат на это не потребуется. Проводить как можно больше детских соревнований – как в сельских поселениях, так и на районной уровне. Богиня Каисса, покровительница шахмат, любит тех, кто настойчиво изучает шахматную теорию и закрепляет ее в постоянных баталиях.
– Благодарю за беседу.
Подготовил В. Иванов.