За 6 месяцев по учетам нашего филиала уго­ловно-исполнительной инспекции прошло 277 осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, из них 41 – условно осужденный, 74 – к ограничению свободы, 107 – осужденных к исправительным работам, 38 – к обязательным работам, 13 – к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и 11 – женщин, осужденных с отсрочкой исполнения приговора до достижения их детьми 14 лет.

Криминогенный состав осужденных по статьям УК РФ таков: за кражи – 58 человек, за уклонение от уплаты алиментов – 27, за незаконный оборот наркотических веществ – 23, причинение вреда здоровью средней тяжести – 22, за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств – 13, причинение тяжкого вреда здоровью – 10, незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств – 9, за грабежи – 7, мошенничество – 5, покушение на убийство – 1 человек, прочие преступления – 102 человека. Из общего числа в этом году за особо тяжкие преступления осуждены 29 человек. Представительниц слабого пола – 35.

В настоящее время суды все чаще применяют наказания  без реального срока, тем самым предоставляя осужденному шанс исправиться на свободе. В связи с этим нагрузка на уголовно-исполнительные инспекции увеличивается с каждым годом. Увы, не всегда человек, после осуждения оставшись на свободе, меняет взгляды на жизнь и становится на путь исправления. Только за истекшие полгода за уклонение от отбывания наказания по представлениям инспекции лишены свободы 29 человек. Это – С.А. Кичакова, А.С. Рудько, Д.Б. Писецкий, Н.А. Беспалая, А.Г. Мухин, В.Н. Торопцев, А.С. Ракитин, С.Н. Оселедько, Я.Е. Горбань, А.В. Болотский, Н.Г. Лянгузов, М.А. Курило, Н.Е. Пинчук, О.Л. Алещенко, Н.Г. Сарамбаев, И.И. Софиенко, С.В. Завгородний, В.В. Ковалев и другие.

Вот один из примеров. Ранее судимой за кражу жительнице района О.Л. Алещенко, 1981 г.р., осужденной по ч. 3 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) к 5 годам колонии общего режима, 4 июля 2012 г. Ленинский районный суд Новороссийска неотбытую часть наказания в порядке смягчения за примерное поведение заменил на 8 месяцев 14 дней ограничения свободы. Судом для нее были установлены следующие ограничения: не выезжать за пределы района, не менять место жительства, не уходить из дома в период с 22 до 7 часов, являться в инспекцию для регистрации не реже чем 3 раза в месяц.

Как и положено, поначалу всё шло хорошо. В инспекцию ходила регулярно, занималась воспитанием ребенка, собиралась устраиваться на работу. Но вскоре какая-то непреодолимая сила заставила Алещенко отказаться стать на путь исправления и вернуться к прошлой и привычной для нее жизни на воле. Алкогольные напитки, старые знакомые, веселые компании, бравирование преступным прошлым вновь одержали верх. На очередную регистрацию не явилась, с места жительства скрылась в неизвестном направлении. Был начат розыск. Спустя три месяца женщина была разыс­кана и отправлена в места лишения свободы.

Данное поведение осужденной примечательно тем, что она уже проходила все эти «этапы» еще в 2007 году. Тогда суд приговорил ее к 180 часам обязательных работ. Она уклонилась от отбывания наказания, скрылась, дальше – розыск, задержание, суд, колония. Какие же меры воздействия помогут О.Л. Алещенко искоренить преступные взгляды и противоправное поведение? Видимо, только изоляция. Такой пример не единичен.

Бывают случаи, когда нежелание отбывать назначенное судом наказание становится преступным. Так, явившаяся по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию жительница ст. Незамаевской С.В. Чаленко, 1977 г.р., осужденная за мошенничество к обязательным работам, предоставила справку о болезни за невыходы в указанные дни на обязательные работы в администрацию Незамаевского сельского поселения, где отбывает наказание. Цель – уклонение от ответственности. Проверкой факт болезни и лечения в указанный период не подтвердился. В результате за использование заведомо подложного документа, т.е. совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 УК РФ Чаленко вновь была признана виновной и по приговору мирового судьи осуждена к обязательным работам.

Практика уголовного законодательства ориентирована на неприменение наказания в виде лишения свободы с одновременным расширением альтернативных мер уголовно-правового характера. Особенно актуально это для несовершеннолетних, так как их пребывание в местах лишения свободы мало способствует формированию правопослушного поведения.

Однако есть и отрицательные моменты в такой практике: осужденные остаются в условиях микро­среды, под влиянием которой были совершены преступления. Поэтому наша задача – оказать на них такое незамедлительное и комплексное воспитательное воздействие, которое поможет отвратить от противоправных деяний.

За 6 месяцев по учетам уго­ловно-исполнительной инспекции района прошло 9 осужденных подростков, из них 4 к обязательным работам, 2 условно осужденных, 3 к ограничению свободы. В основном – за кражи.

Чтобы оказать воспитательное воздействия УИИ совместно с комиссией по делам несовершеннолетних Павловского района организуют экскурсии для подростков, осужденных в исправительные колонии края, с привлечением представителей духовенства. С ребятами проводятся встречи в храмах, где священнослужители рассказывают о культуре и традициях Русской Православной Церкви. Также с несовершеннолетними работает психолог.

Мы, сотрудники инспекции, считаем необходимым доказывать подросткам, что они могут  проявить себя посредством реализации в выбранной ими профессии и что для этого совсем не обязательно совершать правонарушения и преступления. Задача  непростая.

Р. Герасименко,

начальник филиала уголовно-исполнительной инспекции.