Борьба с незаконной миграцией давно уже стала темой № 1 на телевидении, в краевых и районных средствах массовой информации.

Это одно из помещений,  где готовят еду

Это одно из помещений, где готовят еду

Рейды на улицах, вокзалах, рынках, в местах строительства объектов и жилья не прекращаются. Это позволяет надеяться на то, что в конце концов иностранные граждане научатся уважать российские законы, а наши соотечественники в погоне за рублем не будут потакать им в этом.

Но, к сожалению, в ходе проверок выявляются неприглядные факты проживания на территории района лиц, которых трудно отнести к категории иностранцев, и вместе с тем официально гражданами Российской Федерации они на сегодня тоже вряд ли являются.

На богатой кубанской земле

На днях комиссия в составе начальника отдела по социальным вопросам и межнациональным отношениям администрации района Ю.Н. Алексеева, инспектора отделения управления Федеральной миграционной службы в Краснодарском крае по Павловскому району В.А. Гарбуза, специалиста администрации Среднечелбасского сельского поселения И.А. Мухина и корреспондента газета «Единство» побывала в пос. Набережном. Их сопровождал участковый уполномоченный полиции капитан С.Ф. Антонович.

Целью посещения была жилая стоянка наемных работников, обрабатывающих земли арендатора С.Ф. Огай, проживающего в Батайске Ростовской области.

На часах – 10 часов 30 минут, и в этот момент на территории стоянки находились лишь некоторые из работников да так называемые повара.

Пока представитель арендатора О.В. Ким собирал людей для встречи с нами, удалось выяснить, что на арендных землях выращивают лук и морковь. Площадь арендованной земли – около 30 гектаров, а обрабатывает её почти 50 человек.

Сложенные под открытым небом приспособления поз­воляют понять, что арендатор использует технологию капельного полива и простейший укрывной материал из нетканного полотна. Судя по остаткам невывезенной продукции – мешкам с луком, поделенным на фракции, урожай в этом году арендатор получил хороший. Да и вряд ли бы он из года в год занимался деятельностью, не приносящей хорошего стабильного дохода.

«На дне»

Спальные места

Спальные места

Но доход арендатора мало интересовал членов комиссии. Хотелось увидеть, кто и в каких условиях закладывает его основу.

Начнем с условий. Стоянка протяженностью примерно 300-350 метров располагается в лесополосе, от которой остались только воспоминания. Трудно подобрать название сооружениям, в которых наёмные работники спят, принимают пищу. Это что-то вроде укрытых будок из древесно-волокнистых плит, выкрашенных голубой масляной краской. Условия быта самые примитивные: сбитые топчаны на двоих для сна с ватными матрасами и подушками, каморки для приготовления пищи, «столовые» с длинными столами под навесами. У каждой бригады есть летний душ, постирочная. В стоянку проведены водопровод, электроэнергия. Судя по состоянию строений, им уже не менее пяти лет. И стоянка эта давно приют не временный, так как живут здесь с ранней весны до поздней осени, а зимой его охраняют сторожа с собаками.

Теперь о состоянии так называемого жилья. О постельных принадлежностях после всего увиденного даже как-то вспоминать неловко. Матрасы и подушки в непонятных бурых пятнах, покрыты толстым слоем кожного сала всех постояльцев, когда-либо ими пользовавшихся. Сваленные на постели носильные вещи вперемешку с какими-то тряпками, газетами довершают картину.

Обшарпанные стены, забитое непонятным мусором пространство под топчанами. Теснота, пыль, жара, грязь, мухи днем и комары ночью. Вокруг спальных помещений мусор, пустые немытые стеклянные банки из-под консервированной продукции, заросли сорняков, в том числе карантинных.

Спальные местаПравда, наблюдаются попытки как-то разнообразить меню: есть небольшие грядки с помидорами, болгарским перцем. А одна из бригад даже соорудила теплицу, где выращиваются огурцы и томаты.

Судя по тому, как из проложенного шланга вода вольно разливалась по примитивному огородику, кубометры живительной влаги здесь не считают и питьевая вода просто уходит в землю. Как-то странно все это видеть, в то время как вовсю идет борьба за исполнение Закона «Об энергосбережении…»

Приятного аппетита!

Но больше всего поражают «кухни». Взяла это слово в кавычки, так как помещения, где готовят еду, назвать так язык не поворачивается. Каморка с земляным полом и примитивными столами, на которых разложены разномастная посуда, разделочные доски, продукты долгого хранения (мука, соль, крупы и т. д.). Лицезреть подобное не под силу даже тем, кто не имеет специального санитарного образования.

Вряд ли кто из «поваров», которых мы видели, имеет хотя бы отдаленное понятие о товарном соседстве, маркировке инструментов, температурном режиме хранения и прочем. Приготовление пищи ведется на печках из кирпича. Дрова, по-видимому, заготовленные прямо в этой же лесополосе (ау, работники охраны лесонасаждений!), свалены кучами у плиты. Естественно, что все насекомые, существующие в природе, тоже тут. Тем более что бродячих собак и кошек, кстати, любимцев постояльцев, видели немало. «Кухни» стоят нараспашку, и любая животина смело может переступать их порог.

Честно скажу, что содрогнулась, когда увидела состояние рук, ног и лиц некоторых поваров. О санитарных книжках и медицинских осмотрах они даже не подозревают и пребывают в таком счастливом неведении уже продолжительное время. Неужели санитарные службы не знают о том, что здесь живут люди? Наверно, должно произойти ЧП, чтобы их внимание привлечь?

Изгои общества?

А здесь принимают пищу

А здесь принимают пищу

В конце концов наемные работники подтянулись на стоянку. Из четырех десятков только семеро имели при себе документы. Один – военный билет, другой – справку об освобождении из мест заключения, третий – ксерокопию паспорта, остальные четверо – паспорта граждан Российской Федерации. Тридцать три человека назвали свои имена участковому, который их добросовестно записал.

Но где гарантия, что люди озвучили свои имена? Можно назвать себя хоть Папой Римским. Получается, что среди них может быть кто угодно: беглые преступники, граждане, совершившие какие-то противоправные деяния и т.д.

Непонятно, почему правоохранительные органы верят на слово арендатору о том, что большинство работников – жители Ростовской области и вполне благополучные и законопослушные граждане, только остро нуждающиеся в работе?

Со слов тех наемных работников, с кем пришлось побеседовать, их вполне устраивают условия жизни и работы, оплата за труд. Все они утверждают, что с ними честно расплачиваются в конце сезона, их хорошо и вовремя кормят. И ладно бы, если это так! Но почему все же у людей нет документов?

По закону граждане обязаны сами позаботиться о получении документов, удостоверяющих их личность. В случае утраты паспорта они должны обратиться либо в отделение УФМС, которое ранее выдавало им эти документы, либо в такое же отделение по месту нахождения или жительства. Об этом в беседе с наёмными работниками говорил член комиссии В.А. Гарбуз. Вот только последуют ли они его совету – неизвестно. Некоторые из них утверждают, что нет времени на оформление нового паспорта взамен утерянного. Другие не  хотят платить штраф за несвоевременное обращение за документами. Причин много, но это не должно становиться системой, а еще хуже – правилом, когда на территории района проживают люди, которые, по сути, никто, и звать их никак.

Н. Чиж.