Ночь, качается вагон.
Спят казаки, почтальон,
Снится каждому свой сон…
Катастрофы на железнодорожном транспорте всегда трагичны и ужасны. Все российские газеты со скорбью сообщили о крушении поезда вблизи станицы Павловской в сентябре 1913 года.
16 сентября 1913 года, примерно в 2 часа ночи, на перегоне Леушковская – Сосыка произошло грандиозное крушение почтового поезда № 3, шедшего в Ростов. В состав поезда входили 2 паровоза (двойная тяга) и 16 вагонов.
Поезд шел, спускаясь с небольшого уклона в сторону Сосыки, развил скорость до 60 верст в час. На 144-й версте передний паровоз сошел с рельсов и повалился на бок. Почтовый вагон от напора других вагонов стал поперек пути, бронированный вагон с раздатчиком и сборщиком станционных выручек вошел целиком в пульмановский. От багажного вагона не осталось и следа, 8 вагонов были разбиты в щепки.
Вот что писал сотрудник «Кубанского края» в своей корреспонденции: «Пассажиры все спокойно спали, как вдруг раздался страшный толчок, сопровождавшийся треском вагонов. Среди пассажиров раздались нечеловеческие крики и стоны раненых о помощи. Пришедшие немного в себя после нескольких минут оцепенения пассажиры, оставшиеся в живых и легкораненые, давя друг друга, выскакивали из вагонов на полотно железной дороги. Ужасная картина разрушения, представшая перед ними, еще более усугубилась зловещей темнотой ночи. Отовсюду слышны были истерические крики женщин, плач детей, бегавших в разных направлениях в поисках родителей. Неузнаваемо изуродованные валялись трупы убитых и тяжелораненых. Несколько пассажирских вагонов представляли собой груду обломков, из-под них доносились глухие, сдавленные крики…».
Такую же страшную картину рисует и корреспондент «Приазовского края»: «То, что я увидел там, можно без преувеличения назвать апофеозом смерти. От почтового и багажного вагонов остались одни обломки. Колеблющееся пламя костров придает еще более зловещий вид картине смерти и разрушения. Огромные паровозы лежат на боку. Из вагонов образовались нелепые страшные зигзаги. Работают сотни рабочих. Напев «Дубинушки» как-то дико звучит в этой жуткой атмосфере смерти. Идет лихорадочная работа, но ей не видно конца. Еще не все трупы извлечены из-под обломков. Местами торчат из земли изуродованные человеческие конечности…».
Число убитых и раненых превысило 150 человек. Погибли люди в почтовом, служебном и багажном вагонах, в трех вагонах первого, второго и третьего классов. В их числе и 62-летний казак Даниил Горбачёв, избиравшийся неоднократно Незамаевским станичным атаманом. По сведениям газеты «Кубанский край», восемнадцать неопознанных погибших были похоронены в братской могиле на станции Сосыка. Интересно, что в багажном вагоне везли цирковых животных – осла и зайца, и, несмотря на то, что вагон был разбит в щепки, они остались живы.
Вслед за этим крушением могло произойти и другое: со станции Сосыки вскоре вышел скорый поезд № 10. Путь, по которому шел скорый, был загроможден вагонами и обломками. После крушения почтового поезда один раненый чиновник (как выяснилось позже, это был один из пассажиров – таксировщик станции Армавир А.А. Попов) побежал навстречу с оставшимся целым фонарем с паровоза и в полутора версте остановил приближающийся состав.
На место катастрофы вскоре прибыло начальство из Ростова и Екатеринодара: министр путей сообщения России С.В. Рухлов, по случайности пребывавший в столице Донского края; управляющий Владикавказской железной дорогой Э.Б. Кригер-Войн
17 сентября к 15 часам путь был освобожден от обломков и исправлен. Первым по нему прошел поезд специального назначения принца Ольденбургского (Его Величество ехал в Гагры). К вечеру 18 сентября все разбитые вагоны были убраны, оба пути исправлены.
Существовали две версии о причине катастрофы. Первая из них – это злоумышленники (а как бы сейчас назвали ее – диверсия, теракт?). Якобы, нашли бутылку водки, сложенные ключи и затухающие угли костра вблизи железнодорожного полотна, даже будто бы видели убегающих в степь людей. Были вызваны две собаки на их поиски. Газета «Кубанский край» так иронизировала на это: «В степи возле хаты казака-хлебороба собачка остановилась. Разыскала маленькую девочку, залаяла было на нее, но, заметив, что у нее под носом грязно, решила, очевидно, что не она развинчивала гайки, и побежала со своим инструктором обратно. Злоумышленников все-таки найти надо. А пока что арестовали отца девочки, остановившей на себе внимание собаки-ищейки своим грязным носом. Нить найдена. Скоро, вероятно, будут обнаружены и остальные «злоумышленники»
«Что вы мне, господа, рассказываете сказки? – писала газета со слов министра. – Какие же это были злоумышленники, которые сложили вместе все орудия преступления? И потому, по-моему, причина крушения не злыя козни злоумышленников, а ваши гнилыя шпалы!». Бывший на месте крушения атаман Ейского отдела генерал Кокунько «положил себе в карман одну совсем целую гнилую шпалу и повез ее в свой отдел, чтобы потом представить куда следует, а гнилую труху забрали в карман пассажиры» (так в газете. – Авт.). Наверное, все же вторая версия о причине аварии была правдоподобней.
Давно ушло в историю это печальное событие, и, дай бог, чтобы такого никогда не повторилось.
2 марта 1909 года на перегоне Кущевка – Сосыка произошел размыв пути в трех местах. Был вымыт откос и произошел его обвал. Для восстановления пути понадобилось более суток («Кубанский сборник», т. 16, 1911 год).
Летом 1931 года произошла катастрофа пассажирского поезда на станции Леушковская, подробнoсти которой неизвестны (ЦДНИКК, ф.1384, оп.1, д. 62-в, л.27, по телеграмме секретаря крайкома Матвеева о необходимости провести расследование «всвязку катастрофой пассажiрского потягу на ст. Леушковска» (телеграмма написана на украинском языке. – Ред.).
В годы войны на разъезде Очеретоватом фашистскими самолетами были разбомблены несколько эшелонов с боеприпасами и военной техникой. Долгое время мальчишки из станционного поселка находили в ближайшей лесополосе «соломку» из артиллерийского пороха.
Еще одно крушение товарняка произошло недалеко от разъезда Очеретоватый.
22 июня 1993 года сошли с рельсов и опрокинулись несколько вагонов с кирпичом, шлакоблоками, лесом и другими материалами. К счастью, обошлось без жертв (газета «Единство», 26 июня 1993 года). Вот уж действительно, разъезд Очеретоватый – словно заколдованное место.
Евгений Дикий, краевед.