О психологической готовности  к школе все слышали. Все знают, что это какая-то важная штука, которую проверяют психологи какими-то хитрыми тестами. О ней то и дело говорят в крутых школах и гимназиях, но что это такое, толком никто не представляет.

Помочь будущему первоклассникуВот с арифметикой или чтением всё куда проще – читать и писать теперь принято прямо с пеленок. И если по какой-то нелепой случайности до пяти-шести лет ребенок этому не на­учился, то за год перед школой его с легкостью обучат этим премудростям на любых курсах по подготовке к школе или в детском саду.

Но как же все-таки быть с психологией? Что представляет собой загадочная психологическая готовность к школе, нужно ли ею специально заниматься? Или, может быть, она у ребенка уже давно есть, а мы об этом и не знаем?

Сейчас о готовности к школе говорят педагоги, врачи, психологи. По их оценкам от 30 до 50 процентов детей, идущих в первый класс, к школе не вполне готовы.

Если говорить более живым языком – «быть готовым к школе –  не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». (Л.А. Венгер).

Готовность научиться складывается  из нескольких взаимосвязанных параметров: интеллектуальной,  мотивационной и личностно-социальной готовности к школе.

Интеллектуальная готовность подразумевает не только  умение читать и писать, а нечто большее: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение  думать, анализировать, делать выводы.

Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать.

Учите сына или дочку самим искать ответы на свои бесконечные «почему?» и «а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение: к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе.

Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и прочее. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь не усеян розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет.

Если ребенок привык к постоянной похвале и одоб­рению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая свое сокровище, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.

Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию  как со взрослыми, так и со сверстниками. Особенно трудно  это дается  «домашним» детям, никогда не посещавшим детский сад – у этих ребятишек минимальный опыт по разруливанию конфликтных ситуаций, принятию совместных решений.

У малыша к моменту пос­тупления в школу должен быть достаточно разно­образный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине.

«Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что малышу предстоит жить в коллективе, и поэтому постарайтесь иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия, брать ребенка на вокзал или в аэропорт – это опыт «выживания в толпе».

Важно, также, чтобы к моменту поступления  в школу, ребенок обладал определенной долей самостоятельности. Если он уже играет в шахматы и бегло читает, но не может сложить портфель,   завязывать шнурки (или ему плохо даются другие навыки самообслуживания), ему будет непросто.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже сейчас можно при необходимости что-то скорректировать и помочь первокласснику спокойно   и радостно войти в новый мир.

С. Сумкина, медицинский психолог районной поликлиники.