В истории нашего государства был период, когда в угоду идеологии, многие темы были запретными и не рассматривались советской наукой. Например, казачество, Белое движение, репрессии, история Русской Православной Церкви и др. Сейчас сняты почти все вето на получение информации в архивах (кроме спецхранилищ ФСБ и др.). По этой причине появилось много краеведов и любителей истории России, Кубани, что, конечно, похвально. Но излагать факты и события точно, анализируя, умеют не все и часто вносят некую путаницу…

герб  Старолеушковского сельского поселения На примере создания герба и флага Старолеушковского сельского поселения я попытаюсь доказать, как искажается история.

О торжественном моменте появления собственной символики у нашего поселения напечатаны заметки в станичной газете «Сельские новости» и в районке в октябре и ноябре прошлого года. Приведу в сокращенном виде обоснование герба, которое сделал геральдист В. Нагаевский (Тихорецк): «Герб языком символов и аллегорий отражает исторические, культурные и экономические особенности сельского поселения. В 1794 году куреню Леушковскому, одному из 38 запорожских куреней, переселенных на Кубань в составе Черноморского казачьего войска, согласно жребию выпало селиться на реке Челбас.  Это место было на пути между Екатеринодаром, Новочеркасском и Ставрополем, и казакам (так в тексте. – Авт.) куреня, кроме основной задачи – защиты рубежей от набегов горцев, пришлось выполнять функции почтовой станции…

Изображение (на гербе. – Авт.) голубя со свитком аллегорически указывает на то, что станица Старолеушковская в XIX веке выполняла функции почтовой станции. Голубь – один из символов почтового сообщения».

Из текста видно, что всё обоснование строится только на одном факте – наличии почтовой точки в селении. Опустим культурные и экономические особенности, которые отражают герб и флаг, а также два колоска в нижней части герба (символизирующие связь двух станиц поселения – Старолеушковской и Украинской) и остановимся только на птице.

Люди, не имеющие представления об истории Кубани, всё воспримут за чистую монету. Тех, кто разбирается, покоробят такие откровения.

Во-первых, на Кубань переселилось не 38 запорожских куреней, а 40 куреней войска верных казаков Черноморских. С запорожскими куренями, как и с самой Запорожской Сечью, было покончено еще в 1775 году по указу Екатерины II. С декабря 1788 года высочайшим повелением императрицы «войско верных казаков (бывших запорожских) стало именоваться «Ея Императорскаго Величества войско верных казаков Черноморских».

Черноморское войско имело куренное устройство. И в память о славной Запорожской Сечи 38 черноморских куреней традиционно имели название 38 запорожских. Но были еще и два новых. Один – Березанский в честь взятия турецкой крепости на острове Березань казаками в 1788 г. Станицу ныне величают Березанской. Второй курень образован в честь Екатерины Великой и назван Екатерининским (Екатериновская – теперь Крыловская).

Во-вторых, как могло куренное селение Леушковское оказаться «на пути между Екатеринодаром, Новочеркасском и Ставрополем», если двух последних городов, как административных центров, в 1794 году еще не было? Донской Новочеркасск основан в 1805 году, а Ставрополь стал центром Кавказской губернии в 1822 году. Почтовое сообщение Екатеринодара с Новочеркасском началось только спустя 12 лет после расселения черноморских казаков по степям, а со Ставрополем – через 28.

Почтовая связь столицы верных казаков со Ставрополем, кстати, осуществлялась по правобережью Кубани на восток до станицы Темижбекской, дальше дорога поворачивала на юго-восток и шла до областного (впоследствии губернского) центра. Ну никак селение Леушковское не могло находиться на этом трехсотверстном пути.

После расселения казаков налаживалось сообщение Екатеринодара и с крепостью святого Дмитрия Ростовского (Ростовом-на-Дону). Почтовая дорога проходила рядом с Леушковским, а впоследствии прямо через него и его центр (ул. Ленина, Красная). Но то, что рядом лежал почтовый тракт, еще не доказывает факт, что в селении (станице) была почтовая станция.

Да, согласен: голубь – символ почтовой службы. Но вот с тем, что «казаки Леушковского куреня выполняли функции почтовой станции», согласиться не могу. Казаков, что запрягали в повозки, и они с криками и свистом мчались с корреспонденциями по пыльным дорогам!?

Далее вообще интересно: целая «станица выполняла функции почтовой станции».

В своих фантазиях можно очень далеко зайти, если не выяснить – а была ли в селении почтовая станция? Наличие такого объекта обязательно отразилось бы в архивных документах. Но в краевом хранилище подтверждений не имеется.

В «Единстве» от 11.10.2008 года была помещена статья краеведа Евгения Дикого «Леушковский курень». В ней он, неустанный труженик, собрал все основные архивные данные о курене, станице, и о наличии почтовой станции нет даже намека. А ведь постройка почты сопоставима с возведением храма, школы, маслобойни, кирпичного завода…

Если Дикий не авторитет, обратимся к истории. Известный кубанский историк, публицист Иван Диомидович Попко в 1858 году в Санкт-Петербурге издает книгу «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту». Вот что он написал по поводу почтовых сообщений: «По сухопутным сообщениям края со Ставрополем, Ростовом и Керчью проходят три почтовые дороги, с исходной точкой из Екатеринодара. Ростовский тракт имеет ответвления на портовый Ейск вдоль реки Еи… На всех трех почтовых трактах войско содержит из своих доходов 25 станций и на них 150 троек лошадей из местных пород, в превосходной степени годных для гоньбы. Почтовые станции расположены в степных пространствах, вне населенных мест из-за подножного корма для лошадей. Помещения их более чем скромны… Почтовые дороги так же пустынны, как и станции. Они не обозначены ни рвом, ни деревцем…

В Екатеринодаре находится войсковая почтовая контора. В Тамани и Ейске, а также в куренях Полтавском и Уманском, где имеют пребывание окружные власти, учреждены почтовые отделения, подведомственные войс­ковой конторе…»

И так было с самого начала: забота о почтовых сообщениях и содержании станций целиком лежала на войсковом правительстве.  Ни одно селение не имело на своем обеспечении почту. Дежурство на станции являлось одним из видов внутренней службы в пределах Черномории. Прикреплены к станциям были казаки нестроевого разряда, и направлялись они из разных пунктов, в том числе и из Леушковки. На каждой станции нес службу всего один человек.

Поэтому считаю обоснование местного герба, утвержденного Советом поселения в июне 2012 года, высосанным из пальца и не соответствующим действительности.

Лучше бы вместо голубя на гербе нарисовали свинью. Получилось бы немного смешно, но зато исторически верно. Ведь казаки любили и сальце, и колбаску, и копчености, и холодец из свинины. Да в и нашей станице хрюшек всегда держали много, пока в 2011 году не случилось беды с чумой.

А то голубок, голубок….

Г. Евменков,

заведующий Старолеушковским музеем.