На карте района уже давно нет названий некоторых населенных пунктов, к примеру, хуторов Курчаны, Девятисотого, поселка Сосыка. Так, первый Курчаны слился с Атаманской, Девятисотый – с хут. Красным, а поселок Сосыка фактически присоединился к Павловской, став одним из её микрорайонов.

Немного истории

Умницы и просто красавицы Н. СПИЧАК (слева) и Т. ПЛАХОТЯ

Умницы и просто красавицы Н. СПИЧАК (слева) и Т. ПЛАХОТЯ

Документальными источниками, подтверждающими появление железнодорожной станции Сосыка, редакция не располагает. Однако известно, что 2 июля 1875 года была введена в эксплуатацию главная ветка Владикавказской железной дороги, а значит, с этого момента и существует станция. После открытия в 1911 году Ейской ветки дороги станция именовалась Сосыка-1 в отличие от Сосыка-2, располагавшейся непосредственно в Павловской. Позже она стала называться Сосыка-Ростовская.

Поселок Сосыка ранее выделялся тем, что часть жилых домов, медпункт, детский сад, магазин принадлежали железнодорожному ведомству и даже снабжались по-особому, обслуживая только «своих», то есть работников железной дороги.

Перестройка сломала привычный уклад, и Российские железные дороги освободились от ставших вдруг ненужными на мелких железнодорожных станциях зданий магазинов, медпунктов, жилья, клубов и так далее. В старой части поселка Сосыка проживают железнодорожники-пенсионеры, враз лишившиеся ведомственного медобслуживания, коммунальных льгот и прочих особенностей прошлого бытия. Поселок разросся, и теперь все его социальные проблемы легли на плечи местной власти, то есть администрации Павловского сельского поселения.

Своя средисвоих

Руководителя ТОСа № 30 Павловского поселения Татьяну Владимировну Плахотя теперь хорошо знают все местные жители. Энергичный, инициативный, а главное неравнодушный человек, она поражает активностью и жизнелюбием.

Родилась и выросла на Сосыке. В юные годы уехала учиться и работать в Ленинград и, наверное, так и стала бы жительницей северной столицы навсегда, если бы не тяга к родным местам и здоровье родителей. Но даже сегодня, спустя много лет, при воспоминании о городе юности у нее блестят глаза и розовеют щеки.

Жизнь катилась своим чередом: замужество, рождение детей, внуков, вереница обыденных дел. Но три года назад её попросили возглавить территориальное общественное самоуправление на Сосыке, так как долго не могли подобрать кандидатуру – каждый отнекивался, не собираясь взваливать на себя груз общественных дел. Подумав – согласилась. И спокойной размеренной жизни пришел конец.

Начинали с нуля

Вспоминая первый год работы руководителем ТОСа, Татьяна Владимировна сама удивляется как выдержала. Вероятно, благодаря поддержке мужа Анатолия Васильевича, который и сегодня её главный сподвижник и помощник во всех начинаниях.

Обходя впервые дворы участка, наслушалась всякого: кому понравится, когда ткнут носом в сорняки у забора, пожурят за сложенные под ногами у прохожих стройматериалы, оставленные на ночь прямо на тротуаре грузовые автомобили, разрытые улицы при прокладке водопровода и так далее. Нашлись и такие, что поначалу пытались заявлять, мол, кто ты такая, что командуешь и учишь как жить и прочее, прочее. Кто-то понимал словесные предупреждения, а кого-то приходилось призывать к порядку членам административной комиссии поселения, накладывая штрафы.

Постепенно люди привыкли и сегодня считают руководителя ТОСа ответственной за решение любых проблем микрорайона. А их немало.

Со слов Татьяны Владимировны, поселок железнодорожной станции Сосыка никогда, даже в советское время, не отличался особым благоустройством. Многое делалось за счет самих жителей. Со времени, когда старшее поколение насыпало дороги поселка, много воды утекло. И теперь, когда он стал частью станицы, разгребать ворох проблем и вести благоустройство практически с нуля приходится администрации поселения.

Воплощение мечты

С начала своей деятельности Т.В. Плахотя мечтала о детской площадке. И долгое время упорно добивалась своего. Не хотелось, чтобы детвора поселка проводила свободное время как старшее поколение: в ямах, оставшихся от бомбежек станции фашистской авиацией, да в лесополосе вдоль железнодорожного полотна. Так играла в детстве и сама Татьяна Владимировна.

Настойчивость принесла результаты, и в прошлом году на ул. Луговой поселка появился детский спортивный городок стоимостью 200 тыс. рублей. Это была победа! Но и она потянула за собой череду забот: мало просто установить городок, за ним необходимо следить, косить сорняк, озеленять, красить и ремонтировать оборудование. ТОС организовал жителей, и в первый же год здесь посадили деревья. Далее установили лавочки. Теперь нужны детские качели и горка. В поселке немало мастеровых людей, которые, не считаясь с затратами и личным временем, готовы их соорудить самостоятельно. Но требования безопасности детского оборудования не позволяют использовать оснастку, не имеющую специальных сертификатов. Есть надежда, что помогут исполнить задуманное депутаты поселения и доб­ровольные спонсоры, всегда с пониманием относящиеся к нуждам поселка: руководитель ЗАО «Рассвет» С.Е. Егоян, заместитель генерального директора ОАО «Павловское ДРСУ» С.Н. Федотов, предприниматель А.А. Мельник и другие.

Посадка деревьев на ул. Луговой

Посадка деревьев на ул. Луговой

Нельзя не сказать о жителях, которые без лишних слов и уговоров помогают меняться микрорайону. Это Александр Васильевич Петрухин и Сергей Васильевич Золотарев. Александр уничтожает сорную растительность на детской площадке, обкашивая её до пяти раз за лето. А Сергей изготовил и установил навес, стол и лавочки для детей. Бывая на площадке, их семьи каждый раз что-то делают: то цветы посадят, то приберут неизбежный мусор. Словом, ведут себя как хорошие хозяева. Побольше бы таких!

Сделано затригода

Благоустройство – дело дорогостоящее. И каждому жителю хочется жить в чистоте, на улице с освещением, асфальтом, тротуаром.

За последние три года за счет участия поселения в краевых целевых программах на принципах софинансирования отремонтировано 700 метров гравийной дороги на ул. Степной, 500 метров ул. Полевой, 180 метров пер. Зеленого, 400 метров ул. Содружества. Общая сумма затрат из средств бюджета поселения на эти цели составила более 2,8 млн рублей.

Кроме того, проведен частичный ремонт двух участков ул. Железнодорожной, грейдирование перекрестка улиц Полевой и Широкой, Полевой и Светлой для отвода дождевых вод, грейдирование обочин ул. Магистральной, планирование дорожного покрытия протяженностью 300 метров при участии жителей ул. Светлой.

В текущем году на ул. Вокзальной (от Железнодорожной до Магистральной) ООО «Электроплюс» выполнит капитальный ремонт уличного освещения, на который в бюджете поселения заложено 530 тыс. рублей.

В августе энергетики осуществили комплекс мероприятий в поселке. При техническом обслуживании воздушной линии напряжением 0,4 киловольт, питающей потребителей улиц Б. Хмельницкого и Железнодорожной, работники РЭС произвели перераспределение нагрузок по фазам, перетяжку проводов и ревизию контактных соединений. Это должно улучшить качество электроснабжения и снизить потери энергии.

А проблемы некончаются

В последние годы ухудшилось движение общественного транспорта по станице. Из более чем 1700 официально зарегистрированных жителей Сосыки 440 – это люди пенсионного возраста. И далеко не каждый из них имеет личный автомобиль. Поэтому обычное посещение врачей поликлиники становится подчас неразрешимой проблемой. Автобус маршрута № 1 заезжает в поселок в час пик утром и вечером. Уехать спозоранку в центр Павловской еще удается, а вот обратно – либо жди вечера, либо нанимай такси. Стоимость проезда в нём 70 рублей. Вот и маются старики с болячками дома да тянут до последнего, когда уже нужна неотложная медицинская помощь. Те же сложности ожидают пожилых при необходимости посещения каких-либо официальных учреждений: пенсионного фонда, управления социальной защиты населения, администрации поселения, нотариуса, регистрационной службы – и список можно продолжить.

Страдают жители Сосыки от отсутствия аптеки, нормального здания почты, в котором скоро никто не захочет работать, тем более за низкую зарплату. Огромный участок поселка нынче обслуживает только один почтальон, так как второго никак не найдут. Нет в поселке детского сада. Существуют сложности в отношениях с руководством железной дороги, так как её полосы отчуждения летом по большей части в зарослях карантинных сорняков. Убирают их железнодорожники несвоевременно, и население задыхается от пыльцы амброзии.

По словам тосовцев, на ул. Магистральной нужны новые автобусные остановки и тротуар. Пока подобные преобразования только в планах и не имеют реальных, а точнее финансовых оснований. Но Татьяна Владимировна со своей главной помощницей Натальей Спичак не собираются отступать и намерены добиваться исполнения задуманного.

И отгремел праздник

Вот уже второй год по инициативе активистов территориального общественного самоуправления на площади у вокзала станции Сосыка-Ростовская проходит праздник поселка. В этом году он по просьбе старожилов был посвящен также и Дню железнодорожника.

Тот, кто знает, как сложно организовать подобное мероприятие, по достоинству должен оценить работу, проделанную тосовцами под руководством Т.В. Плахотя. За кажущейся простотой действа, стоят дни и недели подготовки, сопряженные с волнениями, тревогами и хлопотами. Да еще и погода не позволила провести торжества в намеченный день.

Атмосфера события, количество его участков говорят о том, что подобные встречи нужны людям и, скорее всего, они станут доброй традицией.

Н. Чиж.