Н.П. Смирнов возле своего праворукого грузовичка

Н.П. Смирнов возле своего праворукого грузовичка

С начальником штаба районного казачьего общества Н.П. Смирновым познакомился недавно – в редакции на круглом столе по безопасности дорожного движения.

Николай Петрович оказался человеком коммуникабельным, с немалым водительским опытом. Стаж его за рулем насчитывает 38 лет. Самые первые страницы «колесного» пути были вписаны 1 февраля 1975 года, когда он впервые сел за руль ГАЗ-51 в тогдашнем колхозе «За мир и труд».

Родился в Павловской. В 1974-м закончил десятилетку СШ № 12 и сразу же пошел учиться в Новороссийскую автошколу. Вскоре получил водительское удостоверение с категориями «В» и «С», которые давали ему право управлять легковушками и грузовиками.

Дальше – армейские будни. Служил в Северной группе войск в Польше. Возил на «Волге» ГАЗ-24 генерала, начальника соединения ракетных войск и артиллерии.

По возвращении в Павловскую был секретарем комсомольской организации в колхозе «Комсомолец». Именно это хозяйство направило его на работу в тогдашний дивизион ГАИ. Был инспектором ДПС. Через четыре года перевелся на Дальний Восток, где продолжил свою «гаишную» карьеру. Там же, в Приморском крае, через 13 лет стал начальником отделения дознания, потом руководил изолятором временного содержания и милицией общественной безопасности при отделе МВД.

В 2004-м решил вернуться на родину. Но – собственным ходом. Такая мечта у него появилась 21 год назад, как только оказался на востоке страны. Семью отправил самолетом, а сам без всякого напарника сел за руль незадолго до этого приобретенной «Тойоты-Краун». Десять тысяч километров преодолел за 9 суток. В среднем за 24 часа покрывал расстояния в 1,5 тысячи километров. Максимальный путь за день – 1700 км, минимальный – 1000 км. Это было летом, в июле. А в ноябре того же года, вновь оказавшись в Приморском крае, отправился обратно, в Павловскую, на грузовике. На его кузове находился еще один – меньший – Тownасе. До Самары ехал в компании пяти похожих грузовиков, дальше добирался сам.

Согласитесь, совершить два автоперехода через всю огромную страну – опыт, доступный немногим. Не мог не поинтересоваться впечатлениями Николая Петровича.

– Какой вам показалась дорога тогда, в 2004-м?

– Дорога – разная. Были определенные проблемы на участках от Хабаровска до посёлка Чернышевска Читинской области. Плохое покрытие. Кое-где гравийное и даже грунтовое. Но после Урала – отличные трассы.

– Когда ехали за рулем японского грузовика, сколько проходили за день?

– Примерно по 800 километров, я не торопился. Путь занял ровно две недели.

– Каким был дорожный сервис тогда, в середине 2000-х?

– Я бы сказал – неплохим. Имелись по пути и автозаправки в достаточном количестве, и авторемонтные мастерские, и кемпинги, в которых останавливался на ночлег. Ни легковая, ни грузовик ни разу меня не подвели.

– Приключений никаких не было?

– Нет. Поразили необыкновенные просторы России, необустроенность ее территорий, хотя, конечно, на пути – немало городов и небольших населенных пунктов.

– Что посоветуете тем, у кого, возможно, появится желание пересечь по вашему примеру страну с запада на восток, или наоборот, на автомобиле?

– Самое главное в таких дальних поездках – уверенность в том, что техника не подведет. На «Жигулях» и «Волгах» я бы точно не рекомендовал отправляться в такие путешествия. Лучше всего иметь в долгом пути напарника или хотя бы попутчика. Если чувствуете усталость от долгого управления машиной, лучше сразу же останавливаться и отдыхать. Хотя бы 15-20 минут. Мне неоднократно приходилось видеть, как идущие впереди автомобили начинают вдруг вилять. Явный признак того, что водитель за рулем постепенно отключается. В таких случаях начинаешь подавать сигналы или пытаешься обогнать, чтобы как-то разбудить полусонного «ездока». Вообще, самое коварное время для водителя – с 8 до 11 часов.

– На чем сегодня ездите?

– На японском грузовике Townace, который привез в Павловскую в кузове пятитонного Hino-Ranger’a.

– Праворукий руль не смущает?

– Нет. Давно привык. На таких ездят весь Дальний Восток и Сибирь. Статистика ДТП – как на леворуких.

– Желаю и впредь только безаварийных поездок!

А. Кузнецов.