И сладкая ягода нужна была военнослужащим. На фото более чем 60-летней давности коллектив райзаготконторы после сор­тировки арбузов перед их отправкой по разнарядке.

И сладкая ягода нужна была военнослужащим. На фото более чем 60-летней давности коллектив райзаготконторы после сор­тировки арбузов перед их отправкой по разнарядке.

Старожилы Павловской наверняка помнят ряд зданий амбарно-казарменного типа вдоль улицы Горького. Они стояли от ул. Гладкова до ул. Ленина и были снесены при строительстве  Дома быта. До революции это были хлебные ссыпки (склады) купца Мясникова. А в советское время здесь  располагались магазины системы потребкооперации. Под ними находились глубокие подвалы. Им в 1941 году выпала доля стать вместилищем сельхозпродукции  для нужд фронта и госпиталей.

Получив с началом войны разнарядку на заготовку для армии разносолов, Павловская райзаготконтора тут же приступила к выполнению задачи. Закупали  в колхозах и у населения картофель, свеклу, морковь, лук и складировали их в упомянутых подвалах. Но больше всего хлопот было с капустой. Её решили заквасить. А для этого  оборудовали  большую укрывную яму перед магазинами – напротив нынешнего филиала банка «Российский капитал» и парикмахерской. Туда насыпом сваливали резаную  капусту и морковь, их трамбовали босыми ногами женщины, посыпая солью каждый новый слой, стараясь, чтобы капустка  для бойцов получилась с хрустом.

Моя мама, тогда девочка, рассказывала, что на шинковке кочанов работали все женщины заготконторы, включая жен  руководителей, их детей. Бабушка, будучи супругой директора заготконторы,  занималась этой работой с утра до вечера как стахановка, недаром по-ударному  работала в молодости  формовщицей на ростовском заводе им. Ченцова. И привлекла для выполнения партийной разнорядки своих подруг – тетю Нюсю Сычеву, тетю Полю Дудник,  тетю Симу Качанову, тетю Аню Шатикову…

Капустка была засолена в срок и в нужном количестве. Потом её расфасовывали по деревянным бочкам, и конюхи  райзаготконторы,  среди которых был личный «водитель» директора Лукич, перевозили груз к эстакаде у железнодорожной станции Сосыка-Ейская (её остатки сохранились   до сей поры).

Даже под бомбежками шла загрузка вагонов. Из-за отсутствия мужчин-грузчиков, призванных на фронт, бочки закатывали в товарняки женщины. Также шла отправка  по нарядам картошки, свеклы, растительного масла, меда,   с мельницы – муки.

Павловчане кормили фронт исправно, надеясь, что и их скромный вклад будет в предстоящей победе.

Работали до кровавых мозолей

«В труде, как  бою. Освободители Кубани – созидатели Кубани. Фотоальбом». Такое издание, вышедшее в свет несколько лет назад, дали мне полистать работники Павловского музея. С интересом узнала я о героическом участии земляков в восстановлении керосино- и нефтепроводов в первые месяцы 1943 года, сразу же после немецкой оккупации.

Бездорожье,  морозы,  нехватка техники не смогли остановить трудового энтузиазма станичников, которые не щадили себя на этой  работе, о которой нынешнему поколению почти ничего не известно. Давайте же вместе перелистаем страницы истории.

…17 февраля 1943 года. Краснодарский крайком ВКП(б) принял постановление «О мерах по восстановлению  предприятий нефтяной промышленности». В числе предусмотренных мероприятий значилось – «запустить керосинопровод на участке Тихорецкая-Трудовая (340 км) и  увеличить пропускную способность нефте­провода Гроз­ный-Тихорецкая». Через несколько дней сотни откомандированных колхозников из только что освобожденных от фашистов Павловского, Новолеушковского, Тихорецкого районов прибыли к месту назначения. И тут же,  несмотря на холод и распутицу, закипела работа.

Вручную – лопатами, кирками – вскрывали траншеи. 18 тракторов близлежащих МТС (за рулем их были в основном женщины, о чём свидетельствуют фотографии, в том числе имеющиеся в районном совете ветеранов), доставляли трубы с железнодорожных станций. Монтаж и сварку трубопровода выполняли рабочие ОСМУ № 14 Наркомстроя СССР, управление которого находилось в Ростове-на-Дону. А руководил управлением, как и доставкой необходимого по железной дороге, земляк новолеушковцев Иван Андреевич Голуб. Он стал вскоре Героем Социалистического Труда за успешное выполнение восстановительных работ.

В непогоду при отсутствии элементарных удобств, днем и ночью трудились в поле у трубопровода женщины, в основном жены фронтовиков. Как гласит архивная  справка, «особенно отличились колхозники Новолеушковского района. Всего за 14 дней они вскрыли 26 км траншей  от хутора Красного до станицы Екатериновской (ныне Крыловская – Ред.) и обеспечили первоочередное завершение восстановительных работ на этом участке». К весне 1944 года задание было полностью выполнено.

Гибли не от пуль,  а от мин

Наряду с этим земляки были заняты и на другом объекте – восстанавливали железную дорогу Крымская-Новороссийск и  Крымская-Тамань. Это была по статусу общенародная стройка. На ней трудилось свыше 3 тысяч человек из 25 районов края. За год они восстановили  2517 км пути, 636 мостов, 4 тоннеля, 25 вокзалов.

Это была каторжная, изнурительная и  очень опасная работа. Занятые ею гибли не от пуль, а от мин противника. Но объемы и темпы восстановления не снижались. А молодые девчата,  призванные на ударную  стройку, давали за смену  по 2-3 нормы.

Чуть ниже – печальная статистика. На Новороссийском участке железной дороги  75 человек получили ранения, а 23 человека погибли. И через годы  звучат, стучат в наши сердца, как набат, 23 недопетых ими песни, 23 несбывшихся надежды, 23 неосуществленных   мечты…

Через строку – еще одно официальное сообщение: «Управление военно-восстановительных работ Северо-Кавказского фронта наградило более 100 человек, отличившихся на восстановлении  железных дорог края».

А где же памятник?

К сожалению, за давностью лет мы не знаем фамилий погибших от мин и получивших заслуженные   награды. Эти люди безымянны для нас, как и неизвестный солдат,  похороненный у Кремлевской стены.

И снова приходят на ум когда-то услышанные строки о труженниках тыла: «Я бы поставил им памятник – высокий, светлый,  особенный. Это они победили – их руки и их сердца…». Увы, нет у нас ни памятника, ни обелиска труженикам тыла. Хотя  разговоры о его строительстве  велись долгое время и закончились установкой скромной мемориальной плиты на здании межведомственной централизованной бухгалтерии, рядом с редакцией нашей газеты на ул. Ленина. Почему здесь? Потому, как говорят, в этом помещении в годы войны находился райком  партии – по тем временам штаб всей мобилизационной работы. Её девизом были слова «Всё –  для фронта, всё – для победы!». И павловчане свято выполнили свой долг, не жалея сил.

Из той славной  плеяды тружеников тыла  в районе на сегодня осталось более 1350 человек. Низкий им поклон за каждодневный подвиг во имя  свободы Родины, близкой каждому из нас Кубани!

Л. Репенецкая.

И сладкая ягода нужна была военнослужащим. На фото более чем 60-летней давности коллектив райзаготконторы после сор­тировки арбузов перед их отправкой по разнарядке.