Марс Талгатович Файзуллин раньше выращивал свиней, сейчас разводит птицу – кур, гусей, индюков и уток. Бизнес семейный, в нём на первом месте – качество продукции. Реализует мясо на рынке райцентра, так что покупатели в основном одни и те же.
– Марс Талгатович, где берёте молодняк на откорм?
– Зависит от птицы, многие породы хорошо размножаются в неволе, а некоторые выводятся исключительно искусственным путем. Например, широкогрудые индюки. Их приходится закупать в инкубаторах.
– Думали о собственном инкубаторе?
– Инкубация – процесс непростой, нужно многое знать и уметь, чтобы дело шло хорошо. Это значит, что придется заниматься только выведением птенцов и забросить все остальное. Решили не распылять силы на разные направления, а сосредоточиться на том, что у нас хорошо получается – на выращивании птицы на мясо.
– Значит, у вас исключительно мясное направление?
– Не совсем, у нас много кур-несушек, поэтому продаем на рынке яйца. Несушек выращиваем из своих цыплят. Но основное направление – мясное.
– Практически у всех производителей сельхозпродукции проблема номер один – сбыт. А у вас?
– То же самое. Если можно было бы регулярно сдавать мясо птицы большими объемами и по хорошей цене, наш семейный бизнес стал бы гораздо более крупным. Мы стараемся расширяться, увеличивать ассортимент, но вырастить птицу мало, надо ее продать. С прошлого года, кроме кур, уток и индюков, стали выращивать гусей. Могли бы производить мяса гораздо больше – было бы где его реализовывать.
– Основные заработки у вас перед праздниками?
– Мы ведь не одни на рынке, птицу выращивают многие владельцы ЛПХ. Конечно, под Новый год спрос увеличивается, но и конкуренты не дремлют. Так что под праздники больше не только покупателей, но и продавцов.
Да и сложно за короткий срок подготовить сразу много тушек. Например, чтобы хорошо общипать гуся, нужны два человека и 35-40 минут времени. Физически невозможно быстро заготовить много этой птицы.
– Нет желающих брать живым весом и обрабатывать самим?
– Иногда берут индюков. Дело в том, что индюка, несмотря на большие размеры, один человек ощипывает за семь минут, так как у него очень редкие перья.
– Чем кормите жив-ность?
– Чтобы поднять любую птицу, нужны качественные корма. Естественно, они стоят хороших денег. Хотя бывает, что и за некачественные корма просят немало. Надо пробовать, сравнивать и выбирать лучший вариант для себя.
Кормосмеси обходятся очень дорого, поэтому через какое-то время переводим подросшую птицу на чистое зерно. Покупаем его у фермеров после уборки. В основном это пшеница и кукуруза.
– Так выгоднее?
– Да, выгоднее, но есть и другая причина для перевода птицы на такой рацион – мясо становится вкуснее. У любой птицы. А поскольку потребители нашей продукции в основном постоянные, качество мяса стараемся поддерживать на высоком уровне.
Скажу без ложной скромности, есть покупатели, которые пробовали брать птицу в других местах, но остались недовольны вкусовыми качествами и теперь всегда приобретают мясо только у нас.
– Кроме уже перечисленной птицы держите еще какую-нибудь живность?
– Несколько цесарок, немного коз и овец. Но это все для личного использования, не на продажу.
– Субсидии на развитие получали?
– На приобретение молодняка птицы. Но дело это непростое – надо пройти много бумажной волокиты.
– Каковы дальнейшие планы?
– Рассматриваем в перспективе выращивание крупного рогатого скота.