В сентябре исполнился год, как на Кубани появились казачьи дружины. Это повод поговорить о работе слуг государевых. На сайте газеты регулярно обсуждается образ современного казака. Часто язвительно обсуждаются неоднозначные нюансы в истории, в политике, в законодательстве, не забываются ошибки и недостатки людей. Возможно, через призму устройства казачьего мира видны все болезни государства в целом, которое любит довлеть и подчинять. Да, к некоторым замечаниям можно и прислушаться, другие слишком поверхностны и не решают проблем.
Евгений: «Как понимать – «казаки, работающие на постоянной основе»? Где они работают? Разве казачье общество – не общественная организация, которая живёт на собственные средства? Это некоммерческая организация, хотя и может вести какую-то хозяйственную деятельность, только заработанные средства направлять на достижение заявленных в уставе целей – воспитание, пропаганда, создание кружков самодеятельности и т.д. В чём заключается государственная служба казаков? В патрулировании улиц? А сколько часов в день они патрулируют?
Власть тратит дополнительные деньги на казачье патрулирование, потому что полиция не справляется! …Некоторые эксперты видят в возрождении казачества и лишнюю опасность конфронтации в обществе: казаки-то больше, чем охранительными функциями, ничем не обременены. Ловить, гонять, доставлять в участок детей или пьяниц – это, конечно, не те обязанности, что были у казаков сто лет назад, когда они нагайками и шашками усмиряли граждан, но и не те мирные, когда они растили хлеб, воспитывали в больших семьях сыновей и дочерей. Так что понятна тревога, что на улице появилось еще больше «правоохранителей»…
Некубаноид: «…при участии казаков», «…члены казачьей дружины вместе с работниками полиции» – я понимаю использовать казаков в качестве понятых при обыске – да. Хоть какая-то от них польза будет. Но неужели сотрудники ОВД сами не выявят нелегальных мигрантов?»
AID: «На ведение шахматного кружка в школе нет денег – 4 тыс. деревянных. Жалования «дружинника» хватило бы на шесть кружков! Больное общество!»
Комментирует высказывания районный атаман подъесаул Василий Васильевич НУДНОВ.
Районное казачье общество объединяет шесть хуторских (Среднечелбасское, Новолеушковское, Незамаевское, Атаманское, Старолеушковское и Новопластуновское) обществ и одно (Павловское) станичное. Все они юридически зарегистрированы как некоммерческие организации, а также вошли в государственный реестр казачьих обществ России. Всего в наших рядах 524 казака.
Существует масса законодательных актов, которые регламентируют права и обязанности казачьих обществ. Не буду останавливаться на этом. Кому любопытно, может ознакомиться с ними самостоятельно. Это и Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» и краевой «Об участии граждан в охране общественного порядка», губернаторские постановления, соглашение между войсковым обществом и краевым управлением внутренних дел и трехстороннее соглашение администрации Павловского района, казачьим обществом и отделом внутренних дел…
42 казака несут государственную службу, специализируясь на охране общественного порядка. 30 казаков – в дружине выходного дня и 13 – в дружине на постоянной основе.
Дружинники выходного дня – те, у кого есть другое место работы, и они заступают на дежурство три раза в неделю по вечерам. Если быть точным, то зимой – с 20.00 до 24.00, летом – с 21.00 до 01.00, по пятницам, субботам, воскресеньям. Не менее пяти выходов в месяц. Такая дружина существует с 2004 года. В Павловском станичном обществе выполняют эти обязанности шестеро человек, в остальных – по четыре.
год назад создана дружина на постоянной основе. 12 ее членов получают зарплату в районном обществе. Она в виде субсидии перечисляется из бюджета края. В среднем сумма равняется зарплате инспектора патрульно-постовой службы – около 25 тысяч рублей. Отбирали мы людей, которые получили рекомендации от авторитетных членов станичных и хуторских обществ. Все прошли медицинское освидетельствование, проверку по судимости, а также изучали законы, после чего сдали зачеты.
По четвергам казаки вместе с полицейскими идут на физподготовку. Также с сотрудником отдела внутренних дел они повышают свою юридическую осведомленность.
Число выходов на дежурство не менее 40 часов в неделю. В Павловской казаки дежурят в основном ночью с сотрудниками патрульно-постовой службы, а по поселениям – с участковыми уполномоченными. Их график – с 8.00 до 12.00 и с 20.00 до 24.00.
Ответственен за режим работы дружинников их командир А. Пантюха. Он всё согласовывает с полицейскими. Выходящие в рейды заносятся в патрульно-постовую книгу.
Во время дежурств хватает и мелких хулиганов, и нарушителей «детского» закона. Раскрывают дружинники вместе с полицейскими и более серьезные правонарушения – выращивание наркосодержащих растений, содержание наркопритонов, кражи, угрозы убийством, нанесение побоев, незаконное хранение оружия. И даже задерживают преступников, которые находятся в розыске.
По миграционному законодательству. Дружинники, сотрудники федеральной миграционной службы и полицейские регулярно проверяют законность проживания и занятости определенных товарищей в районе. С начала года в УФМС района казаками подано 61 представление на предполагаемых нарушителей, подтверждено нарушений – 16. Кроме рейдов, казаки обеспечивают правопорядок на мероприятиях.
В июне появился приказ атамана войска Н.А. Долуды о статусе дружин выходного дня. Численность их уменьшили, в сельских обществах – сокращены люди, которые дежурили в районном центре (у нас – это павловчане). Так что «выходных» дружинников теперь 24 человека.
Еще в Павловском РКО есть мобильная группа, которая помогает сотрудникам наркоконтроля задерживать подозреваемых в употреблении, распространении и хранении наркотических веществ, уничтожать очаги опасных растений. Пятеро казаков заняты на основном месте работы, а выезжают в рейды в свободное время.
Наши обязанности не ограничиваются только правоохранительной деятельностью. 26 казаков служат в Вооруженных Силах, 4 человека – в правоохранительных органах, 2 – в административных.
Еще один немаловажный пункт – наставничество в казачьих классах (в школах их 33) и в детском саду ст. Новопластуновской.
Просветительством и воспитанием ребят взрослые занимаются в созданных военно-патриотических казачьих клубах и центрах. Таковых у нас пять. Это клубы «Патриот» и «Багратион», центр «Кречет» и два образцовых ансамбля – «Тополёк» и «Радуга».
Бывают ли нарушения при несении казаками государственной службы? Не без того. Но все они рассматриваются на заседаниях правлений казачьих обществ и лично мной. Пока в основном к «проблемам» относятся нарушение формы одежды и отсутствие атрибутики при заступлении на дежурство. Конечно, сравнивать казачество вековой давности с современным невозможно, так как социальный статус казака прошлого и настоящего различный. Но дух казачий на генном уровне, как бы это ни звучало громко, остался – это патриотизм и служение Отечеству.
А. Алексеева.