«День седьмого ноября – красный день календаря», – пели когда-то в детсаде. Для многих людей этот праздник стал далёким прошлым. А жаль!

«День седьмого ноября – красный день календаря», – пели когда-то в детсаде. Для многих людей этот праздник стал далёким прошлым. А жаль!Мне вспоминается Ленинград начала 30-х годов. Отец меня, маленькую девочку, взял на демонстрацию. Детская память хранит незабываемые впечатления: по площади, словно по волнам Невы, двигались крейсеры, среди них – «Аврора» – это прошли судостроители с макетами кораблей, тут-же появились круглые, как шар, все в цилиндрах буржуи, и зазвучал голос в репродукторе:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

День твой последний приходит, буржуй.

Позже я узнала, что эти строки сочинил Владимир Маяковский…

Много лет мы считали упомянутую дату праздником. С утра звучала музыка. По улице Ленина в Павловской маршировали колонны демонстрантов. Каждое предприятие старалось украсить свою колонну как можно ярче, красивее…

Но и во время Великой Отечественной войны отмечали этот день. Так, в оккупированном Краснодоне молодогвардейцы повесили красные флаги на все административные здания. Тогда же отметили 26-ю годовщину Октября в городе Порхове Псковской области.

Партизаны и администратор кинотеатра К.А. Чехович взорвали театр, в котором находились офицеры элитных частей «Север» и «Центр». Об этом писалось в газете «Известия» к документальной повести «Часы остановились в 20.00». Именно в это время прогремел взрыв.

В городе начались аресты. Были арестованы мужчины с 14 до 70 лет. Каждого десятого расстреляли, а остальных отправили в концентрационные лагеря.

Не забыл эту дату и герой кинофильма Т. Лиозновой Штирлиц. Помните? Он вернулся с задания в свой дом. Тихо включил приёмник и стал слушать Москву.

…Прошлое не забывается. Для одних «день седьмого ноября – красный день календаря», для других – день октябрьского переворота, а третьи даже не вспоминают такую дату.

Н. Яхонтова.

Ст. Павловская.