Так уж случилось, что последние годы нигде в районе, кроме Павловской, бывать не приходилось. А тут получила редакционное задание написать о буднях одной из старейших больниц, да еще и находящейся в самой отдаленной от райцентра станице Незамаевской. Отправляясь в командировку, пыталась представить что увижу, ведь газета пишет о жизни в поселениях, об их успехах и проблемах. Но одно дело читать, а другое – увидеть собственными глазами. Однако обо всем по порядку.
Путешествие во времени
Расстояния нынче не проблема. Менее чем через час по хорошей дороге мы были на месте. Только перемещение в пространстве странным образом трансформировалось в путешествие во времени, в недалекое прошлое, в 90-е годы.
Ожидая, пока исполняющая обязанности главного врача Н.В. Денисова примет очередного пациента (маму с ребенком), осматриваюсь: там плакат о коварном менингите, здесь информация МУЗ ЦРБ, вот график приема районными специалистами. Фамилии, фотографии, даты – все соответствует календарю. Откуда же тогда странное присутствие девяностых?
– А что у вас нового? – спрашиваю Наталью Владимировну.
– Работаем по-новому. Закрыт дневной стационар. Вместо него теперь так называемый стационар на дому. Лечение больных проходит в домашних условия под наблюдением врача, все медицинские манипуляции выполняются медсестрой. Коллектив сократился до десяти человек. Нагрузка, конечно, возросла, но справляемся. Вот только население пока с трудом привыкает к такой форме работы. Приходится объяснять, что без медпомощи никто не останется.
– Коллектив у вас небольшой, а какой возраст работающих?
– 43-55 лет. Конечно, хотелось бы, чтобы приехали молодые врачи. Либо семейной практики, либо терапевт и педиатр. В идеале – семейная пара. Администрация поселения обещает помочь с жильем. Но вот желающих еще нет. Вообще же коллектив у нас дружный, каждый трепетно относится к исполнению своих обязанностей. Хотелось бы особо отметить опытного фельдшера Инну Александровну Иванову, медсестер С.П. Павлюк и К.А. Пушка. Светлана Петровна год назад сменила профиль и теперь работает с юными жителям Незамаевской. Именно она делает прививки, проверяет качество еды в школьной столовой, при необходимости оказывает первую медицинскую помощь.
С улыбкой, внимательно обслуживает пациентов стационара Кнарик Аршаковна Пушка. Участвует и в проведении диспансеризации населения. Регистратор Ольга Петровна Козел для меня, как для руководителя, словно палочка-выручалочка. Фактически выполняет функции старшей медицинской сестры, хотя такой должности у нас нет.
– Прием ведёте?
– Конечно. В период обострения сезонных заболеваний за помощью в амбулаторию обращаются до 30 человек. Проводят выездные приемы врачи узкой специализации из районной больницы, приезжает флюоромобиль. Мы обзваниваем, приглашаем людей. Идет и диспансеризация. С одной стороны, приходится уговаривать ее пройти, а с другой – часть населения средних лет, особенно мужчины, прописаны в Незамаевской здесь, а работают постоянно за её пределами. Вместо результатов обследований пока стоит отметка «отсутствует», «на заработках».
– Анализы делаете на месте?
– Да, у нас есть лаборатория. Но для некоторых исследований кровь отправляем в Павловскую, как и кардиограммы. В экстренных случаях можем расшифровать и здесь. В нашем распоряжении два автомобиля.
Всё течёт, но ничего не меняется
Слушаю Наталью Владимировну и понимаю – с 90-х годов многое изменилось. Но всякий раз, оглядываясь вокруг, вижу – не всё.
– По нацпроекту что-нибудь получили? – спрашиваю собеседницу.
– Нет. Хотя уже назрела необходимость в компьютере. Документацию надо вести в электронном виде.
…Другая необходимость, о которой даже не надо говорить, не просто назревшая, а вызревшая, кричащая ото всюду, та самая, которая и создает атмосферу девяностых – капитальный ремонт. Скажу сразу – вокруг чистота и порядок, которые должны присутствовать в лечебном учреждении. Всё подбелено и подкрашено, как делали в те времена. Но с высокого потолка свисают пластиковые плитки, готовые отправиться в полет в любой момент. Пусть легкие, не травмоопасные, но… Не лучше состояние пола и стен, мебели.
– Амбулатория располагается в пристройке, её возвели в 1994 году, – говорит Наталья Владимировна. – Я переехала из Узбекистана в Незамаевскую в 1997-м. Капремонта за это время ни разу не было. Зимой холодно при горячих батареях отопления. То ли строители ошиблись с материалами, то ли нарушили технологию – потолок тонкий, плохо удерживает тепло. В кабинете, где осматриваем малышей, приходится включать обогреватели. О нашей проблеме руководство ЦРБ знает.
Вернется ли амбулатория на прежнее место?
Интересно, если в новой пристройке все так печально, что тогда в здании, которому более ста лет. Прошу показать.
– Здесь располагалось отделение сестринского ухода ЦРБ. Несколько лет назад его закрыли. В свое время успели перекрыть крышу, поставить металлопластиковые окна, – уточняет Наталья Владимировна.
Удивительно: при выключенном отоплении заметно теплее, чем в кабинете, где мы беседовали. Толстые стены, потолок. Окна расположены так, что светло и в коридоре, и в комнатах. В который раз убеждаюсь – наши предки строили по уму, на совесть, чтоб и праправнукам служило. Будет ли служить – зависит от самих правнуков.
Далёкое потόм
Вот такие они, будни старейшей в районе Незамаевской участковой больницы. Недалекая глубинка, о проблемах которой если и не забывают, то их решение оставляют на далёкое потόм. А так хотелось бы снять красивый фоторепортаж об обновлении. Написать о молодых незамаевцах-врачах, вернувшихся спасать и лечить земляков. Подождем?
С. Касьян.
Наша справка
Целевая программа «Социально-экономическое развитие Краснодарского края на 2013-2017 годы» предполагает среди всего прочего выделение средств на строительство и капитальный ремонт учреждений здравоохранения. Так, в районе запланирована реконструкция участковых больниц и амбулаторий, которые давно не ремонтировали. В частности, на ремонт Незамаевской участковой больницы в 2015 году в программе заложено 5 млн 430 тыс. руб.