7 ноября в Кореновске состоялись парламентские слушания по обсуждению проекта Закона Краснодарского края «О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
В работе приняли участие представители Белоглинского, Выселковского, Кореновского, Крыловского, Новопокровского, Павловского, Тихорецкого и Усть-Лабинского районов. Делегацию Павловского района возглавляли его глава А.В. Мельников и председатель Совета М.М. Нурудинов. В состав делегации входили депутаты местных Советов, главы сельских поселений, председатели ТОСов, ответственные работники администраций, представители общественных объединений, аграрного бизнеса.
Вёл заседание заместитель председателя Законодательного Собрания Краснодарского края, председатель комитета по вопросам образования, науки и делам семьи В.В. Чернявский.
Министр финансов Краснодарского края С.В. Гостев рассказал о предварительных итогах исполнения краевого бюджета 2013 года и об основных параметрах бюджета будущего года. В основу проекта бюджета заложен следующий сценарий социально-экономического развития края в 2014 году: сохранение объема валового регионального продукта (ВРП) края на уровне 2013 года; рост прибыли прибыльных предприятий на 13,3 процента; рост фонда оплаты труда на 10,5 процента.
Основные параметры краевого бюджета: доходы – 175,9 млрд руб., расходы – 180,4 млрд руб., дефицит – 4,5 млрд рублей.
У бюджета 2014 года четыре особенности, четыре основные задачи. Первая – обеспечить рост доходов бюджета, чтобы выполнить все социальные обязательства края и сохранить бюджетную поддержку развития экономики. Вторая – перейти на программный бюджет, чтобы обеспечить эффективность бюджетных расходов и получить максимум федеральной поддержки. Третья – снизить долговую нагрузку и в несколько раз сократить дефицит бюджета. И четвертая – поддержать сбалансированность бюджетов всех уровней.
2014-й финансовый год для края будет еще более напряженным, чем 2013‑й.
Социальная направленность бюджета в 2014 году не только сохранится, но и усилится. На социально-культурную сферу будет направлено более 123 млрд рублей – 68 процентов всех расходов бюджета края.
Продолжится работа по повышению уровня зарплат в социальной сфере. На Кубани прибавку к зарплате получат около 190 тысяч человек. Зарплата педагогических работников школ и дошкольных учреждений к 2016 году вырастет еще почти на 40 процентов (по сравнению с 2013 годом). А у педагогических работников учреждений профессионального, дополнительного образования и в учреждениях для детей сирот – на 66 процентов, у медицинских работников – более чем на 70 процентов, у работников культуры и соцработников – в 2 раза.
Кроме того, у остальных работников государственных учреждений оплату труда планируется повышать ежегодно с 1 октября в 2014 и 2015 годах на 5,5 процента и в 2016 на 5 процентов.
На образование в 2014 году планируется направить 46,1 млрд рублей. Из них почти три четверти (34,9 млрд рублей) будет передано муниципальным образованиям в виде субсидий и субвенций.
С 2014 года с муниципального на региональный уровень передаются полномочия по обеспечению дошкольного образования. С нового года муниципальные и частные детские сады будут получать бюджетное финансирование из краевого бюджета по утвержденному подушевому нормативу. На эти цели в бюджете 2014 года предусмотрено 12,9 млрд рублей. Более 2 млрд рублей в консолидированном бюджете предусмотрено на строительство ремонт и реконструкцию детских садов.
На здравоохранение планируется направить 38,2 млрд рублей. Расходы на обеспечение отдельных категорий граждан бесплатными и льготными медикаментами – 3,3 млрд рублей, на развитие высокотехнологичной медицинской помощи – 1,4 млрд рублей.
На социальную политику предусмотрено 31,9 млрд рублей. Из них 21,8 млрд рублей направляются на меры соцподдержки отдельных категорий в основном по четырем направлениям: пожилых (ветераны, труженики тыла, пенсионеры и др.) – 7,5 млрд руб.; малоимущих (субсидии по жилищно-коммунальным услугам, пособие по безработице и др.) – 3,9 млрд рублей; материнства и детства (дети-сироты, многодетные и др.) – 6,8 млрд рублей; инвалидов – 3,6 млрд рублей.
В сферу культуры планируется направить 3,2 млрд рублей. На поддержку муниципальных учреждений культуры и повышение оплаты труда работникам этих учреждений – 1,5 млрд рублей. На физкультуру и спорт – 3,7 млрд рублей. На обеспечение выполнения государственных заданий учреждениями спортивной направленности – 1,1 млрд рублей, на строительство спортивной инфраструктуры края – 1,8 млрд рублей.
На финансирование мероприятий по развитию и повышению конкурентоспособности агропромышленного комплекса края из краевого бюджета будет направлено 3,5 млрд рублей, плюс из федерального бюджета планируется привлечь не менее 3,7 млрд рублей. На поддержку малых форм хозяйствования в АПК будет направлено более 500 млн рублей, на развитие сельских территорий – более 200 млн рублей.
В рамках государственной программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства края в 2014 году предусмотрено 0,5 млрд рублей на обеспечение населения качественной питьевой водой, почти 850 млн рублей на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, более 840 млн рублей – на финансирование мероприятий подпрограммы «Жилище» государственной программы в сфере строительства (развитие ипотечного жилищного кредитования, обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой).
Региональный дорожный фонд сформирован в объеме 19,5 млрд рублей. Непосредственно на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание сети региональных дорог расходы возрастут на 18 процентов (16,4 млрд рублей). На развитие дорог местного значения будет выделено 1,7 млрд рублей. Формирование муниципальных дорожных фондов позволит выполнять ремонт более 420 км дорог местного значения в год.
Край наращивает финансовую поддержку муниципалитетов. Объем межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований в 2014 году превысит 60 млрд рублей, в том числе субсидии – 13 млрд рублей. На предоставление субсидий муниципалитетам уходит каждый четырнадцатый рубль краевого бюджета.
Практически все субсидии предоставляются муниципалитетам в рамках краевых программ. В 2014 году планируется реализация 25 государственных программ.
Впервые на слушания были приглашены члены экспертно-консультативного совета при комитете по финансово-бюджетной и налоговой политике ЗСК. Её член Г.Л. Баяндурян сказала, что бюджетные доходы и расходы прямо или косвенно касаются каждого жителя края. Как положительный она отметила тот факт, что темпы роста собственных налоговых и неналоговых поступлений в бюджет опережают рост общего объема краевого бюджета, что свидетельствует о том, что край в меньшей степени зависит от выделяемой помощи федеральной казны. Эксперт внесла предложения по сокращению налоговых льгот, которых предоставляется на сумму более 6 млрд рублей в год и пересмотреть практику их применения.
В обсуждении законопроекта приняли участите председатель Совета Тихорецкого района Д.Н. Лоцманов, глава Белоглинского сельского поселения А.В. Андросов, председатель квартального комитета № 41 Усть-Лабинского городского поселения Г.Ф. Лацынник, глава Кореновского района С.А. Голобородько.
Они говорили о планах строительства и приобретения новых зданий, ремонта и реконструкции уже имеющихся, чтобы до 2016 года решить проблему по стопроцентному обеспечению местами в детских садах, о необходимости еще более настойчиво бороться с «серыми» зарплатами, тем самым увеличив поступления в собственные бюджеты, работать над повышением инвестиционной привлекательности территорий.
Генеральный директор ОАО «Павловский мясокомбинт» А.В. Кузнецов сказал, что его радует сохранение в будущем году мер государственной поддержки предприятий сельского хозяйства.
Так, в ОАО «Павловский мясокомбинат» в августе 2009 года была начата реконструкция и модернизация устаревшего оборудования. Общая стоимость проекта составила более 750 млн рублей, из которых более 580 млн рублей – кредитные средства. Уплата процентов по инвестиционному кредиту составила 290 млн рублей.
Благодаря постановлениям Правительства РФ и главы администрации края комбинат ежегодно получает государственную финансовую поддержку по возмещению части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, заключенным на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки и инвестиционным кредитам, полученным на строительство пункта по приемке и первичной переработке сельскохозяйственных животных, включая холодильную обработку и хранение мясной продукции. С 2010 по 2013 год она составила 184 млн рублей, в том числе из средств краевого бюджета предприятие получило более 40 миллионов.
Это позволило в августе 2011 года ввести в эксплуатацию после модернизации шесть производственных линий. В результате отчисления налога на имущество предприятия в краевой бюджет увеличились в десять раз и составили в 2012 году 18,5 млн рублей. Количество работающих увеличилось на 64 человека, и налог на доходы физических лиц в консолидированный бюджет вырос в 2012 году на 14 процентов, в 2013 году – на 35.
За 9 месяцев текущего года отгружено продукции собственного производства более чем на миллиард рублей (рост к уровню прошлого года – почти 50 процентов). Получено более 4,5 млн рублей прибыли. Уплачено налогов и сборов во все уровни бюджета 41,7 млн рублей, что выше уровня прошлого года на 26 процентов.
В 2014 году комбинат также планирует воспользоваться финансовой поддержкой из краевого бюджета. От этого выиграет не только предприятие, но и районный, и краевой бюджеты в виде дополнительных поступлений налогов.
Большинство выступающих одобрили предложенный проект бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.
Подводя итоги обсуждения, В.В. Чернявский сказал, что все предложения и замечания, поступившие в ходе слушаний, будут внимательно изучены депутатами Законодательного Собрания, специалистами ЗСК и администрации края, профильными учреждениями и ведомствами.
Н. Чиж.