Более детально обо всем этом узнал на месте, когда оказался в доме пастора местного прихода А. Крамаря (о нем и церкви Святой Троицы несколько месяцев назад была публикация в «Единстве»).
Дома нас дожидались Саша, его жена Таня и некоторые из их детей. В разговоре также приняли участие Е. Сёмина и Г. Белицкая, матери в еще двух многодетных семьях, проживающих на Красном.
Чтобы понять непростую тему более конкретно, беседовал в основном с хозяевами дома, то есть с Александром и Татьяной. Сегодня у них семеро приемных детей и двое – собственных.
Впервые мысли «пополнить семью» пришли им в голову лет десять назад. Отправная точка – желание иметь девочку, как дополнение к двум собственным сыновьям. Отправились в станицу Каневскую. У понравившейся им Кати, однако, в детдоме оказалась близкая ей подружка Яна. Не желая разлучать девочек, взяли обеих. Сегодня младшей 18, старшей 19 лет.
Остальных детей брали в семью постепенно, по истечении последующих шести, семи и восьми и девяти лет.
– Поскольку я сам воспитывался в многодетной семье, большое количество сыновей и дочерей воспринимаю вполне естественно, – говорит Александр. – В родительском отношении мы с Таней не делаем никакой разницы между своими и приёмными. Все без исключения называют нас папой и мамой.
– Как долго длится адаптационный период, когда родители привыкают к «новым» детям и наоборот?
– Нам, взрослым, требуется гораздо меньше времени, дети, в зависимости от характеров и других особенностей, полностью обживаются в новых условиях в течение одного-двух лет…
Несмотря на то, что у некоторых приёмных детей семьи Крамарь есть где-то «кровные» родители (отец или мать), они уже вряд ли когда-нибудь вернутся к прежней жизни. Настолько привыкли к своим новым родственникам. Старшая Яна вышла замуж, живет в Кущевской, учится в колледже, 18-летняя Катя осваивает поварскую специальность в Новолеушковском ПУ-56. Артему – 14 лет, остальные совсем маленькие.
Растят своих детей Таня и Саша, руководствуясь собственными представлениями о хорошем и плохом, попутно почитывают полезные книжки.
– Сложно ведь очень воспитывать такой детский коллектив, разве нет?
– Это действительно тяжелая работа, и поскольку занимаешься ею ежедневно годами, то она становится образом жизни, – улыбается старший Крамарь.
– Даже подготовка детей к школе – непростое дело, – вторит мужу Татьяна, – ведь собрать каждого надо так, чтобы ничего не забыть. Подобное требует большого внимания и сноровки.
– А что самое сложное в вос-питании?
– Научить ребят говорить старшим правду. С наскоку этого не добьешься. Главное условие – психологический контакт и взаимное доверие. Если ребёнок тебе полностью верит – основные трудности, считай, преодолены…
А потом разговор зашел о материальной стороне дела. На вопрос, насколько накладно растить сразу девятерых, ответ был такой: «Непросто, конечно, но на все хватает, ведь мужчины в приемных семьях тоже работают».
А «конкретика бюджетного содействия» следующая.
Все средства – краевые. Они выделяются в соответствии с целевыми губернаторскими программами.
Самая первая выплата – единовременная материальная помощь в момент приема ребенка в новую семью, около 13 тысяч рублей.
Далее – ежемесячное пособие на содержание (в зависимости от возраста приемных детей) – от 7 тыс. до 9,5 тыс. рублей. Затем – ежемесячное денежное вознаграждение за воспитание детей (также определяется возрастом) – в среднем по 8245 рублей на одного ребёнка. Эта выплата – единственная облагаемая 13-процентным налогом.
Через управление соцзащиты ежеквартально многодетные семьи получают на каждого воспитанника по 923 рубля.
Далее – льготы. Скидка в оплате за детский сад – 50 процентов. То же самое касается питания в детском учреждении.
С 1 ноября сумма вышеупомянутого вознаграждения за воспитание увеличивается на 60 процентов, если ребёнок – инвалид или имеет отклонения в развитии.
В этом же ряду – ежегодная бесплатная возможность направлять детей на побережье Черного и Азовского морей, чтобы отдохнуть и поправить здоровье. Минувшим летом трое детей из семьи Крамарь провели 21 день в одном из лагерей Анапы. Доставка туда и обратно – также за счет бюджетных средств. Льгота одинаковая – как для приемных детей, так и для собственных.
Принявшая участие в беседе многодетная Е. Сёмина заметила:
– Пару лет назад была в Ростовской области, общалась с людьми, которые хотели стать приемными родителями, у них на тот момент не действовали губернаторские надбавки и единовременные выплаты. Так что на Кубани в этом смысле – заметное преимущество.
В трёх семьях (с матерями я встречался) дети после 14 лет, без закрепленного (бывших родителей) жилья, поставлены на учет на получение в будущем жилплощади (не менее 33 кв. м – на одного).
– Губернаторские программы в этой сфере стали действовать со второй половины 2000-х, – уточнила в конце нашей поездки Т.В. Неклесова, – особенно интенсивно они работают в течение последних лет…
В. Фоменко.