Е.В. Стороженко – заместитель директора СШ № 2 по учебно-методической работе. В этом качестве – последние 4 года. Общий «школьный» стаж – 20 лет. Закончила математический факультет Армавирского пединститута.
Я беседовал с нею и замдиректора по финансово-экономической работе Е.Р. Романенко. У нее – диплом об окончании Невинномысского гуманитарно-технологического института.
Тема разговора – бюджетное финансирование и изменения в этой сфере в последние годы.
– За первые полтора десятилетия моей школьной работы не припомню, чтобы в зарплате учителей и снабжении нашего учебного заведения всем необходимым происходили какие-то заметные изменения, – говорит Елена Васильевна. – Но вот пять лет назад, в 2008 году, школы края перешли на нормативно-подушевое финансирование. После этого ситуация стала меняться. До того времени, поясню, учителя получали по тарифной сетке: в зависимости от разряда (с 8-го по 13-й) и квалификации (с 12-го по 14-й уровень).
В настоящее время заработная плата учителя определяется количеством учащихся в классе и «предметных» часов. Все это умножается на стоимость педагогической услуги. Она включает в себя то, что преподаватель делает по тому или иному предмету в классе.
– Стоимость педагогической услуги – это своего рода коэффициент, в каждой школе он свой, – дополняет коллегу Елена Ренатовна. – Но коэффициент этот не должен выходить за пределы определенных рамок. Чем он выше, тем меньше так называемый стимулирующий фонд, и наоборот.
Выделенные школе средства идут на оплату учебных часов, которая зависит от всё того же коэффициента, и на две других цели – стимулирующие выплаты (за деятельность педагога во внеурочное время и достижения его воспитанников) и материальное обеспечение учреждения. Чем больше получают учителя, тем меньше средств остается на финансирование последнего направления. По крайней мере в СШ № 2 дела обстоят именно так.
Из дальнейшего разговора выяснилось следующее. По словам собеседниц, с 2008 года работники школы реально стали ощущать, что их зарплаты становятся выше.
В частности, это касается тех учителей, которые работают по максимальной, 18-часовой, и более высокой ставке. Хотя, заметили работницы школы, улучшение финансирования не было каким-то сиюминутным – весь процесс носил и носит постепенный характер.
– В прошлом году вышло постановление главы администрации Краснодарского края А.Н. Ткачёва о доплате каждому учителю ежемесячно трёх тысяч рублей, – продолжает рассказывать Е.В. Стороженко. – Данную фиксированную сумму получают сегодня все, у кого вышеупомянутая 18-часовая ставка или более ощутимая нагрузка. Вместе с учителями доплата охватывает работников школы, не участвующих в общеобразовательном процессе, – социального педагога, двух логопедов, двух вожатых и педагога-психолога, а также остальной обслуживающий персонал – повара, гардеробщика, уборщика и рабочих.
В том же 2012 году на федеральном уровне была поставлена задача довести зарплату бюджетников до среднего уровня заработной платы в промышленности в регионе. В начале прошлого года эта цифра на Кубани составляла около 21 тысячи рублей. Тогда стали поэтапно повышать и денежное обеспечение педагогических работников. В сентябре 2013 года средняя зарплата в бюджетных общеобразовательных учреждениях края была доведена до 27 тыс. рублей.
В августе и сентябре вышли постановление губернатора Краснодарского края и вытекающие из него – главы Павловского района, касающееся повышения зарплаты работников муниципальных учреждений.
Чтобы их реализовать, в СШ № 2 снизили процент материального обеспечения всем необходимым, поскольку оно к тому времени было достаточно хорошим. Стоимость педагогической услуги в сентябре нынешнего года поднялась на 14,7 процента. Сейчас средняя зарплата учителей в школе составляет 29 тысяч рублей (до вычета налогов и других выплат). Если же брать этот уровень с учетом того, что получают и другие, вышеупомянутые, сотрудники школы, то соответствующий показатель – 27 тыс. рублей.
В определенном смысле, по словам Е.В. Стороженко и Е.В. Романенко, наиболее крупная школа района – вторая – своего рода лидер в реализации вышеназванных постановлений.
Материальное обеспечение СШ № 2 не отстает от роста зарплаты ее работников.
Все, что требуется для успешного учебного процесса, имеется.
Хорошее состояние здания школы и ее внутренних помещений, а также снабжение всем необходимым обеспечивается средствами районного бюджета. Услуги связи, медосмотр сотрудников, командировочные расходы (на курсы повышения квалификации и т.д.), канцелярские товары, моющие средства и т.д. – прерогатива бюджета края.
Федеральный берет на себя доплату учителям за классное руководство. Основную статью расходов – приобретение мебели, компьютеров, наглядных пособий и так далее – также финансирует край.
СШ № 2 – базовая в районе по дистанционному обучению детей, поэтому соответствующие кабинеты оснащены необходимой современной техникой.
Из задач, которые предстоит решить в перспективе, – приобретение дополнительных интерактивных досок и замена части компьютеров на более совершенные.
В. Фоменко.