и Пока мы им не овладеем – очереди не исчезнут

К банкомату... с испугом и Пока мы им не овладеем – очереди не исчезнутВ последнее время участились звонки в редакцию по поводу очередей на оплату коммунальных услуг. В частности, звонившие говорили о  толпе ожидающих  уплатить за сетевой газ в участке ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» на ул. Горького ст. Павловской.

Чтобы снять все вопросы и избежать предвзятости в оценке происходящего, автор этих строк  13 ноября с 14.30 до 16.00 в сопровождении директора ОАО «Павловскаярайгаз», начальника участка ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» А.Л. СУХОМЛИНОВА посетила большинство точек, где можно оплатить в райцентре коммунальные услуги. Ниже предлагаю читателям впечатления от увиденного.

* * *

Начнем с  почтамта.  Коммунальные платежи принимали в  двух окошках  основного операционного зала и одном –  посылочного отделения. У них толпилось человек 15 с квитанциями на оплату. Как сказали работники почты, приём платежей ведется с 8.00 до 20.00 без перерывов в трех окошках. В остальных – с перерывом на обед принимают оплату с 8.00 до 17.00.  Особый наплыв посетителей наблюдается с 11 по 15 число месяца, а потом наступает  затишье.

Чтобы уже завершить разговор о работе почты, скажу, что на ул. Советской в посещении почтового отделения № 3 в крохотном помещении площадью примерно 1,5 х 2 м толпилось человек десять. Приём платежей вела одна служащая, так как вторая уволилась.

На Спартаковской (отделение № 2) ожидающие сгрудились даже на улице: теснота, духота, недовольство.

Побывали и в помещении участка «Газпром  межрегионгаза»».  Как и было всегда, здесь работает один кассир, принимающий оплату. Но появились два новеньких терминала по оплате коммунальных услуг. Однако они сиротливо стояли у стены, и их сенсорные экраны впустую сияли красками.

Решили узнать причину, по которой двенадцать человек терпеливо ожидали очереди в кассу, игнорируя современную технику. Из всей очереди только две женщины решились с нашей помощью воспользоваться терминалом. Но одна из них, узнав, что техника не дает сдачу, тут же отказалась от таких услуг, а другая заявила, что ей нужна консультация кассира, так как она не согласна с показаниями  счетчика, указанными в присланной ей на дом   квитанции. Никакие разъяснения того, отчего так получается, её не устроили, и она терпеливо села ждать очереди в кассу.

Заехали  в офисы Сбербанка России, «Кубанькредита», побывали у терминалов, расположенных на улицах Советской, Горького, Ленина, Спартаковской, Базарной, Первомайской,  там  желающих оплатить коммунальные услуги практически не наблюдалось.

Анализируя увиденное, можно сделать следующие выводы.

Жители Павловской в возрасте 50 и старше предпочитают платить за услуги по старинке, создавая у окошек почтовых отделений очереди и проклиная всех и вся. Никакие уговоры не действуют на нежелающих вызубрить простейший алгоритм действий уплаты через терминал. При том, что в офисах Сбербанка  постоянно присутствуют специальные работники, помогающие провести  эту операцию.

При оплате  за сетевой газ нужно подчеркнуть следующее. Квитанции формируются   после 10 числа каждого месяца – сразу после того, как прошёл очередной срок оплаты. А до этого дня абонент, собирающийся платить по квитанции, ОБЯЗАН (так записано в Правилах предоставления коммунальных услуг) оплатить газ за прошлый месяц или хотя бы  сообщить по телефону показания прибора учета. Если этого не сделать, то обязательно появятся разночтения в цифрах, указанных в квитанции и снятых абонентом перед оплатой. Забывчивость или нежелание звонить в газовую службу до 10 числа ежемесячно приводит к непониманиям, нервотрепке, выстаиванию очередей с такими же недисциплинированными жителями.

Хотя теперь уже есть немало абонентов, которые не заморачиваются счетами и звонками, а просто взяли за правило платить за газ и прочие услуги в определенное число. Скажем, пенсию приносят 8-го. Решите для себя, что 9-го вы через терминал оплачиваете комуслуги. Для этого нужно взять квитанции, либо переписать на отдельный листок номера лицевых счетов. С этими номерами и новыми показаниями счетчиков можно без труда вести оплату по терминалу. Главное, не забудьте, предварительно дома посчитать сумму за использованную услугу.

Оплату через терминал можно вести по банковской карточке или наличными. Запомните, что банкомат не дает сдачи. Поэтому следует сумму округлить. Скажем, вам нужно заплатить 1 тыс. 47 рублей. Платите либо 1 тысячу, а недоплату покроете при следующем платеже, либо 1 тыс. 50 рублей, из которых аванс в 3 рубля зачтется в следующий раз. Эти азы надо освоить пожилым. Молодые, владея навыками работы на компьютере, могут с легкостью выполнить оплату по Интернету.

Технический прогресс, все глубже проникая в повседневность, будет требовать от нас  большей гибкости и элементарных технических навыков. От этого не уйти и не спрятаться. Возможно, усилия, которые необходимы для запоминания правил пользования банкоматом, пока некоторым и не по плечу. Но тогда воспользуйтесь услугами работников банка, которые с готовностью и безвозмездно помогут провести оплату через терминалы.

Жизнь не остановить и совсем недалек тот день, когда пластиковые карты полностью заменят наличные деньги. По крайней мере, ресурсоснабжающие организации нашей страны всерьез задумались над этой проблемой и уже начали воплощать в жизнь безналичные расчеты населения за оказываемые услуги.

Н. Чиж.