Кунак в переводе с тюркского – друг. На Кавказе к этому слову относятся с уважением. Просто так им не бросаются, не упоминают всуе. Кавказское гостеприимство, свадьбы, дни рождения – это что-то. А кунака привечают в доме как близкого человека. Друг иногда роднее брата, если одного духа с тобой.

Многому научились казаки у своих тогдашних врагов с гор и много дали им. Первым переселенцам на Кубань нелегко пришлось сосуществовать с соседями, промышлявшими набегами на курени и заставы. Но наши предки тоже не лыком шиты, как говорят, и отвечали тем же, а то и большей дерзостью.

Пути горца и казака постоянно пересекались. В плену, на ярмарках, в местах обменов пленными и убитыми. При этом проявлялась сдержанная антипатия. Как к врагу, но врагу достойному, вызывающему уважение за доблесть и смелость. Ведь и казаки, и кавказцы с пеленок воспитывались как воины. А воин воина видит издалека. Случалось, что враги по обстоятельствам становились братьями по духу.

И сегодня, бывает, общаешься с человеком, казалось бы, абсолютно другим, чем ты, ан нет, что-то родное проявляется, связующее. И вы постепенно сближаетесь.

Около 30 лет назад судьба свела меня с уроженцем Кавказа. Он несколько старше, опытен, тактичен, многому научил. Понимая положение гостя, приехавшего в другую страну, в «чужой дом», присматривался он к местным традициям, порядкам, а «свой устав положил на полку». Стал жить по правилам хозяев, постепенно привыкая, становясь таким же равноправным и законопослушным станичником. А зовут его Борисби Мессербиевич. Я его величаю дядя Боря. Сейчас он на пенсии, хотя по-прежнему мирно и прилично торгует в своих двух павильонах в Павловской. А бывает-то ведь и по-другому, не правда ли, земляки? И хамство, и наглость, и самоуверенность.

Да, казаки – гостеприимный люд, но лучше не трогай. Гость всегда гость, хозяин земли всегда хозяин. И мы тоже, собираясь в иные страны, давайте будем скромнее.

Г. Медовник,

казак Павловского станичного общества.