Речь ниже пойдет о коренном павловчанине, который последние годы увлёкся адаптацией южных теплолюбивых кустарников к нашему порой довольно холодному грунту. Зовут его Геннадий Александрович Орёл.
В начале 70-х годов прошлого века районка нередко рассказывала о Геннадии. Он, учась в СШ № 2, очень увлекался легкой атлетикой, тренером его был совсем недавно ушедший от нас А.А. Шостенко. Самое большое спортивное достижение Геннадия – «бронза» на чемпионате СССР среди юношей в беге на 100 метров. В 1972-м он пробежал «сотку» за 10,8 сек. «Его» дистанциями были также двести и четыреста метров.
Личный рекорд – сто метров за 10,5 секунды. Установил его, учась в Краснодарском институте физкультуры, во время соревнований по легкой атлетике среди вузов России.
Позже Геннадий Александрович работал в отделе уголовного розыска райотдела полиции, потом – учителем физкультуры и труда в СШ № 10.
Последние годы занимается пчеловодством. Поэтому периодически выезжает в Туапсинский район, где его «труженицы» собирают нектар с различных растений. Это и есть отправная точка его увлечения. Начало ему положено в 1997 году.
– Самое первое, что я привез в Павловскую с побережья, – лесной кизил, – вспоминает Геннадий Александрович. – Но дерево это достаточно неприхотливое, поэтому никаких проблем с ним не было…
Потом был саженец барбариса, который является прекрасным медоносом. С этим кустарником оказалось посложнее. Во-первых, не лучшим образом развивается, а во-вторых, во время холодов подмерзает. Растет как дерево, поэтому сложно укрыть. Плоды, несмотря на холод, даёт. А что еще надо в конечном счете!
Лет пять назад он привез в Павловскую инжир и гранат. Кустарники эти, как и барбарис, тоже могут расти как деревья. В крае встречаются в основном ближе к побережью Черного моря. Абхазия – наиболее идеальное место для этих деревьев и кустарников.
Наша земля, как пояснил Геннадий Александрович, очень плодородная, но вот тепла в ней в зимние месяцы недостает. Поэтому гранат в первые годы частично не выдерживал натиска минусовых температур. Приспособился присыпать кусты, как виноград, грунтом. Сверху кладет рубероид, чтобы предотвратить поступление воды: замерзая, она становится губительной для корневой системы.
Что касается инжира, то с ним еще проще: наклоняет куст к земле и засыпает его листвой. Чтобы её не раздувало ветром, кладет сверху тот же рубероид или целлофан, придавливая каким-то грузом. И гранат, и инжир дают плоды, пусть и не такие большие, как в вышеупомянутой Абхазии.
Павловчанин продемонстрировал и боярышник. Но не дикий, а культурный. Таких крупных багровых плодов, честно говоря, раньше видеть не приходилось. Привез саженец из Кущевской, думая, что это груша. Так сказал продавец, но ошибся.
А еще на улице перед его домом прижилась ленкоранская акация. Цветет в теплое время и издает очень тонкий и приятный аромат. В качестве декоративного растения этот вид акации завоевал весь мир, а теперь вот появился и на павловской земле.
В его дворе растут также можжевельник (использует его в бане для придания парному воздуху особого аромата) и дальневосточный лимонник. Последний, как несложно догадаться, совершенно не боится морозов. Плоды лимонника имеют тонизирующие свойства. Их он использует, заваривая чай.
Главный принцип Г.А. Орла в его растениеводческой практике – следующий: деревья и кустарники во дворе должны не только быть красивыми сами по себе, но и приносить какую-то практическую пользу, то есть давать плоды.
– Что в ближайших планах? – интересуюсь у увлеченного человека, покидая его подворье.
– Есть такой сорт хурмы, которая может прекрасно расти в нашей широте, вплоть до Воронежа, несмотря на то, что дерево это из разряда субтропических. Вот такую хурму хочу посадить у себя во дворе.
– Успехов в реализации задуманного!
А. Макаров.