С этих слов генерального директора А.И. Мозгового, не настраивающих на оптимистический лад, и началась наша беседа.
– Не припомню, чтобы за всю историю строительного предприятия – оно образовалось в 1967 году – работы начинались так поздно, – вздыхает Анатолий Иванович. – Видно, сегодня совсем другое время.
– В начале 90-х коллектив ПМК-2 насчитывал более 150 человек…
– 180, если быть точным. Сегодняшний штат уменьшился до 30. Если есть необходимость, принимаем людей дополнительно по договорам. Как, например, в настоящее время.
Работаем в г. Гулькевичи, своих специалистов недостает и временных не хватает. Надо как минимум еще двоих. Найти их, как показывает практика, непросто.
– Что строите?
– У нас пока один-единственный объект – хирургическое отделение ЦРБ. Речь идет о капитальном ремонте. Общие объемы большие, но нам досталась только отделка фасада. Стоимость – почти 9 миллионов рублей.
– Как удалось получить этот объект?
– Через электронные торги. Они проводились в конце августа. По сути дела, они формально не состоялись, так как у нас по какой-то причине не оказалось конкурентов. Сейчас не объекте – десять человек. Все подготовительные работы выполнили до 2 сентября. Теперь фасад покрывается алюминиевыми композитными панелями. Изготавливаем их здесь, на базе в Павловской, занимается Н.А. Донец. Он – мастер на все руки. Благодаря ему решаются многие производственные вопросы, хотя сам он по профессии водитель. Жизнь заставляет осваивать смежные профессии.
– Работаете вахтовым методом?
– Нет. У нас одна бригада. Рабочая неделя – шесть дней. Потом люди едут домой. Немного отдохнут – и обратно. Расстояние в один конец – 125 километров.
– Будут еще объемы СМР?
– Хотелось бы надеяться. Возможно – там же, где сейчас работаем. Но это не точно.
– Какой конечный результат ожидаете по итогам года?
– Как и в 2012-м, освоим – около 10 миллионов рублей…
Как и раньше, единственный объект
Предприятие, как известно, в настоящее время возводит 5-этажный жилой дом на ул. Советской. Двенадцать квартир, на первом этаже разместятся магазин и аптека.
– К сожалению, кроме этого объекта, у нас по-прежнему ничего нет, – констатирует генеральный директор Г.Г. Пономарёв. – Освоение по итогам года составит не более 12 миллионов рублей, а общая стоимость жилого дома – 30 миллионов. В принципе уже все готово, осталось смонтировать пожарную сигнализацию и газифицировать.
– Ожидаются проблемы с реализацией квартир?
– Пока сложно сказать. В 60-квартирном доме недопроданными пока остаются три двухкомнатные квартиры. Причина понятна: спрос всегда в таких случаях определяется наличием денег у потенциальных покупателей. А их-то как раз и недостаёт.
– А цена на квартиры как-то менялась в течение последних лет?
– За три истекших года она возросла всего на 3 процента. Жильё на пятом этаже вообще продавали по одной и той же стоимости.
За те же три года – для сравнения – зарплата работающих в «Агропромстрое» увеличилась на 50 процентов, а цена строительных материалов – на 30 процентов.
– В прошлом году вам удалось освоить 27 миллионов рублей.
– Исключительно благодаря возведению жилья. Уменьшение общего результата более чем в два раза – следствие того, что строительная отрасль в районе пребывает в глубочайшем кризисе. Коллектив предприятия сократился до 12 человек. Да и зачем иметь больше, если в районе у нас сейчас почти ничего не строится? Объёмы приходится искать за десятки, а то и сотни километров от Павловской. Назвать такое положение дел нормальным очень сложно.
– А что труднее всего в таких неблагоприятных условиях для тех, кто возводит жильё? Ведь его по большому счету так недостаёт.
– Самое неприятное – находить общий язык с монополистами – энергетиками, газовиками, коммунальщиками, отвечающими за воду. Они постоянно ставят препоны – предлагают порой заведомо невыполнимые техусловия, которые намного превышают по стоимости потребности конкретного объекта. Иной раз, однако, ничего не остается, как соглашаться, заведомо идя на убытки.
– Верите в то, что строительная отрасль района, несмотря на объективные и субъективные трудности, когда-нибудь будет по-настоящему востребована?
– Не хочется быть мрачным пессимистом, но упомянутые трудности носят ярко выраженный затяжной характер. Для их преодоления пока ничего не делается. Скорее – наоборот. Принимаемые законы последних лет – о тех же электронных аукционах, например, доводят и без того неблагоприятные условия до предельной остроты.
Перемены, конечно, наступят, но боюсь, что произойдет это не очень скоро.