А.С. Марченко возглавляет сахарный завод (нынешнее его название – «Павловсксахар») с апреля 2013 года. До этого восемь месяцев проработал в должности замдиректора предприятия.
О заводе последнее время довольно мало рассказывается в нашей газете. Исключение – небольшие информации, приуроченные к началу сезона переработки свеклы и его окончанию. Связано это среди прочего с частой сменой руководителей и неопределенностью сложившейся ситуации (затянувшаяся процедура банкротства).
Сегодняшнее интервью – своего рода компенсация за предшествующее молчание. Самый первый вопрос касался теперешнего статуса завода – кому он, собственно, принадлежит?
– С 2008 года предприятие – в конкурсном управлении, – рассказывает Алексей Сергеевич, – процесс этот до сих пор не завершен. «Павловсксахар» арендует у конкурсного управляющего часть имущественного комплекса – оборудование и технику завода. Как долго может еще продлиться эта процедура, никто не знает.
– Сказалась ли такая ситуация на численности работающих?
– Нет. Трудовой коллектив по-прежнему насчитывает 600 человек. Никаких сокращений не было. Однако надо учитывать специфику нашего производства – оно сезонное. Четыре месяца, с августа по ноябрь, перерабатываем сахарную свеклу, потом начинается длительный ремонтный период. Из упомянутых шестисот человек – в штат завода входят только четыреста. Остальные – сезонники, с ними заключаются временные трудовые договоры.
– Те, кто в штате, обеспечен работой круглый год?
– Конечно. Одни заняты в ремонте, другие поочередно уходят в оплачиваемые отпуска.
– При сырцевом производстве дополнительные силы тоже требовались?
– В меньшей степени. Набирали не более 80 человек.
– Почему, по-вашему, последние годы не ведется переработка сахара-сырца?
– Правительство поставило задачу обеспечить страну сахаром за счет выращиваемых на её территории сладких корнеплодов – без импортного сырья. Хотя на некоторые заводы Кубани продолжают завозить сырец, объемы этих поставок очень незначительные.
Выше я говорил, что количество работающих на заводе за истекшие годы не изменилось. Это свидетельствует о том, что люди в достаточной степени востребованы и в свекловичном (без сырцевого) производстве. Более того – сегодня недостаёт по штатному расписанию порядка 60 рабочих. Постоянно размещаем эту информацию в центре занятости населения, но люди не идут.
– Почему?
– Вероятно, их отпугивает все тот же фактор сезонности производства.
– Расскажите о переработке свеклы в минувшем году…
– Сезон начался 12 августа, завершился – 20 ноября. Заготовлено 396 тысяч тонн корней, все они переработаны.
– Насколько этот результат сопоставим с прошлогодними и более ранними показателями?
– По сравнению с 2012-м объем переработки сократился на 13 процентов. В 2011-м конечный результат составил 603 тысячи тонн, то есть разница еще более заметная.
– В чем, на ваш взгляд, причина?
– В сокращении в крае посевных площадей под сахарной свеклой. К примеру, за истекший год они уменьшились с 192 тысяч гектаров до 130 тысяч. Дело в том, что сельхопроизводители предпочитают сегодня выращивать зерновые культуры, рентабельность которых гораздо выше, чем корнеплодов. Повлиять как-то на эту ситуацию сложно.
– Как бы вы оценили нынешнее состояние оборудования завода?
– Из года в год на нём вырабатывается продукция, значит, оно отвечает предъявляемым требованиям. Конечно, на соседних Ленинградском и Выселковском заводах, где проведена реконструкция, положение дел лучше, однако нынешнее положение, которое не меняется вот уже шесть лет, не позволяет провести подобную реконструкцию и в Павловской. Как вкладывать столь серьезные средства в модернизацию, если до сих пор не определен собственник? Напомню: проектная мощность предприятия – 4 тыс. 300 тонн свеклы, перерабатываемой в сутки. Фактически этот лимит доводили до 4 тыс. 500 тонн, так что состояние оборудования серьезных вопросов не вызывает. Всё, что выходит из строя, вовремя ремонтируется, если это невозможно, приобретаются новые запчасти и агрегаты. Замена крупных узлов, повторюсь, в сложившейся ситуации не предусмотрена.
Как бы там ни было, производство сахара остается рентабельным, хотя этот основополагающий показатель и не так высок.
– Несколько лет назад ходили слухи о намерениях строить на Кубани современные сахарные заводы. Ныне такая необходимость отпала?
– Окупаемость нового предприятия такого профиля – от семи до десяти лет. Это немалый период. Целесообразнее реконструировать уже существующие мощности. По этому пути и идут владельцы сахарных заводов.
– Социальные обязательства перед работающими на предприятии выполняются?
– Конечно. Заключен коллективный договор, пункты его реализуются. На 50 рабочих местах завершена аттестация, еще 176 – в стадии оформления. Задолженности по зарплате и налогам нет.