Э.И. Швиндт

Э.И. Швиндт

Павловчанин Э.И. Швиндт – человек, которого знают многие строители. Потому что этой отрасли он отдал немало десятилетий своей жизни. С 1972-го по 1980-й Эдуард Иванович был директором строящегося, а затем – действующего межколхозного комбикормового завода. В строй объект ввели в 1978-м.

Придя в редакцию, пенсионер поделился своими воспоминаниями о предприятии, которому в минувшем году исполнилось 35 лет.

Необходимость завода вытекала из того факта, что на Кубани стали появляться откормочные базы и комплексы по выращиванию крупного рогатого скота, свиней и птиц. То есть вопрос оптимального кормления животных стоял довольно остро.

– Строить заводы по выпуску комбикормов решили в Павловском, Выселковском и Ленинградском районах, – вспоминает Эдуард Иванович. – Но еще раньше начали возводить такое предприятие в Тимашевске.

До 1972 года я был управляющим вторым отделением откормбазы. Когда в крае приняли решение возводить завод в Павловской, меня вызвал к себе 1-й секретарь райкома партии П.И. Ильченко. Предложил возглавить строящийся комбикормовый. Я как раз к тому времени закончил экономический факультет Краснодарского сельхоз­института. Петр Иванович дал мне неделю на раздумья. Не скрою, я колебался, так как у меня не было соответствующего образования. И все же мой ответ первому секретарю был положительным. Тогда и позже я немало времени стал уделять самостоятельному изучению строительного дела…

Генподрядчиком, рассказал далее собеседник, стал трест «Севкавэлеваторстрой», а непосредственным исполнителем – Тихорецкая ПМК-405 указанного треста.

Рыть котлован на южной окраине промзоны в Павловской начали 12 марта 1972 года. Одновременно на объекте находилось до 150 человек. Многие были из Ростова-на-Дону. Все специалисты на стройке работали в тресте, а рабочих набирали из числа павловчан, хотя были среди них и жители Тихорецка.

Возводился завод на средства хозяйств Павловского района – тогда в него входил и нынешний Крыловский.

Общая стоимость предприятия составила по тем деньгам 8,5 миллиона рублей.

Э.И. Швиндт

Самый первый автомобиль, пришедший на завод с зерном, из колхоза “Советская Россия” 26 июля 1978 года, через 6 дней после приема объекта в эксплуатацию

Долевое строительство на первых порах было отмечено задержками и переделками в проектно-сметной документации. Иными словами, квалификация проектировщиков оставляла желать лучшего. «Сель­энергопроект» – уже одно название института говорило о нестыковке его общего направления и строящегося объекта.

Ощущались немалые проблемы в комплектации, не хватало транспортных средств.

– Мне приходилось брать все эти вопросы на себя, – говорит Эдуард Иванович. – Решать их помогал райком партии. Особенно поддержка ощущалась в выделении недостававших грузовых машин и дополнительных рабочих рук.

Как бы там ни было, изначальную цель – построить завод за шесть лет – удалось достичь. Комбикормовые в других районах для сравнения появились с двухлетней задержкой.

Директором завода в Выселках был Н.И. Ткачёв, мы часто встречались. Я ему помогал советами на конечных стадиях строительства «его» предприятия.

Что касается завода в Павловской, то главным строителем на нем был тихоречанин А.К. Криуля, павловчанин В.С. Агапитов являлся прорабом, а главным инженером назначили А.Я. Соболя из Тимашевска. В выделении дополнительных людей помогал тогдашний начальник управления сельского хозяйства рай­исполкома В.М. Мороз.

Когда завод построили, зерно на переработку долевики поначалу возили с опаской, они боялись, что не получат конечного продукта. Но такие страхи оказались напрасными.

Председатель колхоза «Советская Россия» И.И. Гармаш одним из первых в районе убедился в преимуществах предприятия. Он поставил у себя в хозяйстве отдельную группу свиней на откорм продукцией завода. И очень скоро понял, насколько невыгодно кормить животных по старинке, очень уж скромные привесы получались. О своих выводах Иван Исаевич сказал открыто с трибуны совещания в районном управлении сельского хозяйства.

После этого отношение к комбикормовому у руководителей других хозяйств резко изменилось в лучшую сторону.

Проектная мощность завода – 315 тонн комбикорма в сутки. За год, с 1972-го по 1973-й, выпуск довели до 650 тонн, проведя значительную реконструкцию. Объяснение простое – росла реальная потребность в том, что вырабатывалось на новом предприятии.

…О многом поведал еще в своем рассказе Эдуард Иванович. Например, о том, как в 1977-м вместе с П.И. Ильченко летал в Москву, чтобы решить вопрос постановки завода в план ввода в эксплуатацию, так как его готовность к тому времени была очень высокой. Пусконаладочные работы ускорились. Тем не менее введен в строй объект был в срок, предусмотренный изначально.

А вообще в столицу Э.И. Швиндт летал за те восемь «заводских» лет раз двадцать. Был даже однажды на приеме у члена политбюро ЦК КПСС М.С. Соломенцева – по поводу недостававших задвижек на силоса и диспетчерского пульта предприятия.

После комбикормового в 1980-м продолжил строительную карьеру в тогдашней МСО – был заместителем председателя, позже – замначальника РАПСО. Участвовал в строительстве ДШИ и многих других объектов социальной значимости в районе. На пенсии – с 1996 года.

Живет вдвоем с супругой. Иногда помогает предприятиям и организациям в оформлении различных документов.

35-летие завода заставило Э.И. Швиндта прийти в редакцию. К сожалению, возможности предприятия в настоящее время востребованы очень плохо. Сегодня у нас совсем другая страна, потребности и приоритеты ее претерпели большие изменения.

А. Макаров.