Прошло три года со времени нашего первого путешествия на матушку-Волгу в город Балаково. Срок не очень большой, но изменений произошло много. Рано утром отправились в дорогу на автомобиле «Мазда-5».
В салоне установлен навигатор и суперсовременный антирадар, который, к слову сказать, выручал нас не однажды. Трасса «Дон» порадовала. По сравнению с прошлой поездкой стала более просторной. Только за городом Каменск-Шахтинский, на протяжении около 30 километров, дорога узкая, что сразу сказалось на скорости. В общем, впечатление от езды если и не отличное, то хорошее – на четыре с плюсом. Времени сэкономили немало. В Богучаре свернули на Калач. Между селами Галиевка и Подколодновка по понтонному мосту переправились через реку Дон. Здесь мы решили искупаться в чистой проточной воде одной из крупнейших рек европейской части России.
На мосту стоит знак «Ограничение веса» – 10 т. К огромным грузовикам – рефрижераторам и тонарам подходит один из ответственных за переправу. Молча показывает на знак. Секундное гипнотизирование друг друга взглядом, после чего водитель большегруза, почесав макушку указательным пальцем, лезет в карман. Дружески похлопав ответственного чуть ниже плеча, где расположен, довольно-таки не хилый карман, водитель через время переправляется на другой берег. Понтоны под автомобилем скрипят и проседают так, что колеса грузовика чуть ли не касаются воды, но, чтобы объехать препятствие по другой дороге, надо сделать крюк около 80 километров. К мосту подъезжает рефрижератор дружественной нам Украины. Узнав цену переправы, водитель истошно визжит и изрыгает проклятия в адрес рабочих моста. Со словами: «Гады! Все равно денег от меня не дождетесь!» – с трудом разворачивается на узкой дороге и под хохот водителей собравшихся на переправе грузовиков едет обратно.
Между городами Новохоперском и Поворино, в поселке Октябрьском, на обочине дороги находится святой источник Иконы Казанской Божией Матери, вода в нем очень холодная и вкусная. Вокруг источника чистота. Рядом с крестом и иконой, на столбе, установлено правило поведения в святом месте. Запомнились слова: «Подойдя к Святому источнику, ведите себя так, как ведете в храме. Тогда священная вода никогда не иссякнет и будет лечить тела и души людей вечно». Несколько священников и местных жителей, молодых и пожилых, наполняли сосуды водой. Заметив наши краснодарские номера, всё присутствующие попросили нас набрать воды без очереди, объясняя, что «дальним странникам надо всячески помогать в пути».
В селе Рождественском, на реке Хопер, мы решили отдохнуть. Берега реки сплошь заросли крупными желтыми кувшинками и бело-розовыми лилиями. Берега песчаные, течение быстрое, вода прохладная и очень приятная. На противоположном берегу раскинулся дремучий лиственный лес.
На другой день двинулись к конечной цели нашего путешествия – Балаково. В районе города Калининска искупались в неширокой русской речке под названием Баланда. Вода в ней чистая, проточная. Берега песчаные. У нас на глазах ребята лет тринадцати – четырнадцати поймали на спиннинг метровую щуку. На крючок они насадили зеленого кузнечика. Проехав километров 30 от места купания, увидели высохший березовый лес, длина его до 20 километров. Рельеф – от низменного до холмистого, поэтому ширина до горизонта просматривается до 6 километров, и нигде не видно ни одного зеленого листочка. Какая экологическая катастрофа постигла такой огромный лес – непонятно.
В этот раз от Саратова ехали по другой дороге. Миновали по объездной Саратов и Вольск – по трассе на Сызрань. Волгу пересекли через плотину Саратовской ГЭС.
Балаково – третий по величине город после Саратова и Энгельса. В нем находится три электростанции. Российский парадокс – железная дорога здесь на тепловозной тяге. Местные жители объясняют подобное несоответствие спором между РЖД и бывшими чубайсовскими энергетиками по поводу оплаты электроэнергии для электровозов.
На юго-восточной стороне города – огромный химзавод, выпускающий фосфорные минудобрения. Рядом с заводом – огромная многокилометровая гора отходов фосфатной руды.
Предприятие сейчас работает в полсилы из-за упадка спроса на продукцию.
В этом городе братья Яков и Иван Мамины в 1899-м создали и разработали прообраз дизельного двигателя, работающего на нефти. Назвали его нефтяной двигатель. Завод начал выпускать их серийно в 1903 году. Сейчас он производит двигатели для речных и морских судов и тепловозов. Мощность – до 4800 л.с.
В Балаково родился и жил легендарный комдив В.И. Чапаев. Жители свято чтят память о нем. В городе находится музейный мемориал с памятником, маленьким домиком и прочими строениями.
Город очень чистый. Разбросанного мусора почти нет. Служба ЖКХ собирает мусор в огромные 30-кубовые контейнеры.
Растительность в Балаково почти такая, как у нас. Абрикосы и жерделы, грецкие орехи, арбузы, помидоры, огурцы и баклажаны стоят зеленой стеной. Листья на них не выгорают, и не скручиваются, как на наших плантациях. Местные жители рассказывают, что обрабатывают их настоем луковой шелухи и чистотела, в отдельности.
Многие поля, из-за рельефа, не пригодны для земледелия. В степи, буквально в трех километрах от города, на полях много колоний сурков. Они выскакивают прямо на обочину дороги и, став на задние лапы, провожают проезжающий транспорт. Местные жители не брезгуют употреблять их в пищу. В зарослях терновников и других кустов много фазанов.
Десять дней пролетели как один миг. На обратном пути мы не останавливались на ночлег и поэтому 1260 километров преодолели почти за сутки.
А. Оленцов.
Ст. Атаманская.