…В тот день народ собрался в Исакиевской церкви Петербурга, чтобы присутствовать на отпевании поэта. Но гроб с телом Пушкина тайно вывезли в Конюшенную церковь, чтобы оттуда отправить его в Святогорский монастырь Псковской губернии. Шеф жандармов Бенкендорф послал распоряжение губернатору, чтобы не было никаких церемоний.
Впереди дровней, на которых стоял гроб, скакал жандармский офицер. Друг Пушкина Н.А. Тургенев ехал в почтовой карете. Всю дорогу рядом с гробом хозяина ехал преданный камердинер Н.Т. Козлов. В Тригорском процессию встречала П.А. Осипова-Вульф, с семьей которой дружил Пушкин.
Зима была суровая, и крестьянам, копавшим могилу, приходилось использовать ломы. На отпевании присутствовали дочери Осиповой-Вульф Екатерина и Мария. Затем гроб с телом Пушкина на плечах вынесли крестьяне и Никита Козлов. Все плакали.
«Что же родных-то никого нет на похоронах?» – спрашивали в толпе. Такой же вопрос задавали мне ученики.
Увы, но сестра Ольга с мужем находилась в Варшаве. Брат Лев не имел возможности выехать в Псковскую губернию. Чуть позже он порывался ехать во Францию, чтобы вызвать на дуэль Дантеса. Жена же поэта Наталья металась в горячке и всё звала мужа… Лишь через два года она посетила могилу Пушкина.
А. Тихомирова-Шилова,
ветеран-педагог.