Газета неоднократно писала о прошлом железнодорожной ветки, построенной по территории нашего района до Азовского побережья и завершившей свое существование в начале 90-х годов.
Передо мной – Отчет по эксплуатации Ейской железной дороги за 1915 год (а это – печатная книга на 201 листе, изданная в начале 1916 г.), в котором приводятся интересные сведения по эксплуатации дороги.
Устав Общества Ейской железной дороги был утвержден 17 июля 1908 г.
Дорога передана в эксплуатацию 11 июля 1911 г.
Конец концессии 11 июля 1992 г.
Эксплуатационная длина дороги – 133 версты
Виртуальная длина дороги:
а) от Ейска к Сосыке – 190,05 версты
б) от Сосыки к Ейску – 177,73 версты
По всей эксплуатационной длине Ейской железной дороги насчитывалось 6 станций и 3 разъезда, 6 казарм и 11 полуказарм, 20 сторожевых домов, 9 пассажирских зданий, 16 пакгаузов, 10 товарных платформ, 24 стрелочных и сторожевых будки. Всего обслуживало железную дорогу паровозов – 21, пассажирских вагонов – 24, вагонов товарного парка (крытых платформ, цистерн) – 461.
В 1915 г. были окончены работы по переустройству крытых платформ в пакгаузы на станциях Ст.-Щербиновская, Ст.-Минская, Уманская и Сосыка (общей стоимостью более 1533 руб.).
Пророческими стали слова «Конец концессии 11 июля 1992 года». Именно с этого года железная дорога на отрезке Сосыка – Староминская прекратила свое существование, была заброшена и разобрана. Сегодня среди зарослей лесополос уже ничего не напоминает о ней. Но с развитием и расширением Ейского зернового порта возникает необходимость скорейшей доставки сельскохозяйственных грузов из земледельческих районов Кубани и Ставрополья к морскому порту. Найдутся ли инвесторы, способные восстановить заброшенный отрезок железной дороги и вдохнуть новую волну в жизнь нашего района?
Финансовые результаты
|
за 1914 год
|
за 1915 год
|
Денежный доход (руб.)
|
1 236 901,95
|
785 633,31
|
Денежный расход (руб.)
|
1 002 483,80
|
739077,99
|
Чистый доход (руб.)
|
234 418,15
|
46555,22
|
Коэффициент эксплуатации (%)
|
81,05
|
94,07
|
Перевезено пассажиров, чел.
|
300 207
|
406 220
|
Перевезено багажа, шт.
|
69 129
|
82 973
|
Перевезено грузов пассажирской скоростью (тонн)
|
77 139
|
83 958
|
Перевезено коммерческих и хозяйственных грузов большой и малой скоростью (тонн)
|
23 069 213
|
11 385 627
|
Е. Дикий, краевед.
(По материалам архивных документов – фонд 582, опись 1, дело 18.)
ПРИМЕЧАНИЕ. Виртуальная длина (ж.-д. термин) – длина воображаемого прямого горизонтального участка пути, которым можно заменить данный действительный участок при соблюдении совершенно одинаковых условий движения поездов и самой эксплуатации. В зависимости от преследуемых целей, виртуальные длины исчисляются по сопротивлению движению, по скорости, по расходу пара и по эксплоатации и служат в качестве измерителей работы дороги. Т. е., виртуальная длина на одном и том же перегоне в разных направлениях будет различной.
(Большая советская энциклопедия)