Офицер из «Кобальта»Многие слышали об «Альфе», «Вымпеле», «Каскаде» и других спецотрядах КГБ и Министерства обороны. Но вместе с этими достойными бойцами в Афганистане воевали и сотрудники МВД.

Милиционеры тоже выполняли в исламской стране интернациональный долг. Отряд спецназначения «Кобальт» был создан летом 1980 года. В составе – 600 человек. Это люди с достаточным опытом оперативной работы. То есть сотрудники уголовного розыска, исправительно-трудовых колоний.

Одним из отправленных в заграничную «командировку» в 1982 году был замначальника павловской милиции по оперативной работе Виктор Алексеевич Мудраков. Ему 38. Он успел отслужить срочную в ГДР, окончил в Саратове школу милиции и юридический институт. Начинал с участкового и дошел до руководства отделом РОВД в Белоглинском районе. С 1979-го Мудраков (сам из Тихорецка) в Павловской. В Афганистан попал «по рекомендации райкома». Отказываться от поездки означало не только лишиться партбилета и кресла, но и нарушить присягу. Так что подписал документы без раздумий.

Мудракова назначили командиром оперативной группы «Кобальта» в провинциях Герат и Багдис:

– Жили мы на «глинобитной вилле» возле дома губернатора Герата. Работали под прикрытием. Кто мы – военные, советники, инструкторы, – человек со стороны не догадывался. Вместе с местными отделами борьбы с бандитизмом и с контрабандой занимались поиском душманов, перекрывали пути наркоторговцам и продавцам оружия, на блок-постах работали. Собирали информацию, вербовали агентов. А подлецов, продажных хватало. Даже среди тамошних полицейских («царандоевцев»).

Первые дни было боязно, когда частили душмановские автоматные очереди, когда «снимали» наших парней снайперы. Но через месяц выстрелы не пугали. Привыкаешь. Другой бедой были гепатит и паратиф. Мы пользовались личными принадлежностями и носили обеззараживающий препарат. И еще: каждый выезд на БТР для нашей группы – это «рулетка». Никто не гарантировал нам, разведчикам, безопасности. Многое зависело от наблюдателей у бойниц и от водителя. Правда, из моих ребят не погиб за год никто.

В боевых операциях мы тоже участвовали: в вылетах (бомбо-штурмовых ударах) на зачистку штабов-кишлаков.

По возвращении из Афганистана моя жизнь не изменилась. Снова РОВД. В 1991 году вышел на пенсию и десять лет руководил пожарной частью № 127. Затем был заместителем директора по экономической безопасности на восьми сахзаводах, а директором – на Уваровском и Каневском предприятиях…

В марте Виктору Алексеевичу – семьдесят. И сравнить павловчанина можно с тем самым кобальтом. Этот химический элемент нужен для получения сверхпрочных сплавов. Люди же с характером «кобальта» надежны во всем.

А. Алексеева.