раритетный тракторОбыватель ассоциирует Полтаву с одно­именной битвой и галушками. Возможно, кто-то вспомнит знаменитую Диканьку, которая находится неподалеку. Сложно назвать город на Украине, который был бы окутан таким количеством легенд и мистики. Образы местных потусторонних сил помимо Гоголя, воплощали Леся Украинка, Куприн и Пушкин. Многие знатоки творчества Булгакова утверждают, что знаменитая Маргарита списана автором с одной из полтавских ведьм.

Хвала небесам, атаманцу Геннадию Николаевичу Грому Полтава запомнилась по другому, более благостному поводу. В июле 1980 года он вместе с другом, водителем рай­исполкома Валентином Даниловичем Чёрным ехал на «жигулёнке» в Киев. Везли сыновей поступать в военное инженерно-радиотехническое училище связи. К слову, благодаря дружеским контактам Грома несколько жителей района окончили престижное заведение.

Так вот, ехали-ехали по трассе Киев-Харьков. И вдруг поняли, что стали свидетелями момента эстафеты Олимпийского огня. Охрана, машины, люди по обочинам дороги.

– Нас попросили отъ­ехать в кювет и подождать, – рассказывает Г.Н. Гром. – С собой был фотоаппарат. Теперь всё проще: нажал кнопку на мобильнике или на планшете, и тебе снимок. А тогда настроить надо было технику и успеть поймать кадр. Но всё получилось. На память осталась фотография и ощущение чего-то великого. Мы как будто побывали на Олимпиаде.

Для справки. В 80-м году эстафета проходила гладко до тех пор, пока не понесли бегуны факел через Полтавскую область. На этой земле огонь гас четыре раза. Последний раз затухание состоялось на границе с Харьковской областью…

* * *

Олимпийский огонь Еще одно фото из альбома заведующего гаражами, а ныне пенсионера Грома датировано весной 1956 года. На нём – работники сад-бригады колхоза «Кубанец» (потом имени Д. Жлобы и ООО «Атаманское»). Только что закончили опрыскивать яблони. Слева направо стоят агроном Людмила Левченко, тракторист с противогазом сам Геннадий Гром, рабочий Вячеслав Погорелов и учётчик Михаил Скарга.

Помощником в тяжелой работе тогда выступал колёсный трактор У-3 серии «Универсал» Владимирского завода. Как раз в 1956-м предприятие перестало выпускать такие машины, перейдя на производство более современных ДТ-24. Да, ни тебе кабинки, ни мягкого сиденья, и колёса металлические, а задние ещё и со шпорами. Поработай-ка на таком «коне» с четырех утра до позднего вечера.

– Да ничего, – говорит Гром, – молодые были. Ну поболит мягкое место, руки погудят, пыли нанюхаешься и дальше пахать.

Я. Ляшенко.

Ждем и ваши раритетные фотографии и истории, связанные с ними. Тел. 5-20-87.