Фамилия Голуб в станице Старолеушковской одна из распространенных. Носящие её – уважаемые земляками агрономы, механики, учителя, механизаторы, работники торговли, фермеры… И большинство из них приходятся друг другу если не прямыми родственниками, то кумовьями, сватами. А вот о почетном железнодорожнике, Герое Социалистического Труда Иване Андреевиче Голубе, родившемся в Старолеушковской, мы, увы, узнали недавно.
Подробный материал о земляке подготовил в конце минувшего года заведующий станичным музеем Г.И. Евменков. И его краеведческое изыскание было опубликовано в честь 75-летия учреждения звания «Герой Социалистического Труда».
В нынешнем же марте исполняется 100 лет со дня рождения И.А. Голуба, и есть повод еще раз перелистать страницы его славной биографии.
Иван Андреевич ряд лет руководил несколькими МПС (машинно-путевыми станциями), строя новые и восстанавливая разрушенные железные дороги.
Что такое МПС, знаю со слов отца. Он вместе с родителями, двумя сестрами и братом в начале 50-х годов работал на одной из машинно-путевых станций недалеко от Ростова-на-Дону. Это был подвижный мини-городок с оборудованными под жилье вагонами и всем необходимым для работы в любых условиях, включая экстренные. Дисциплина и ответственность – армейские. Обеспечение продуктами – по литерным карточкам, как у военнослужащих. Выплата зарплаты – по труду. А в дни общенародных праздников – 1 Мая, 7 Ноября и т. п. – бесплатный показ киноновинок в клубе на колесах.
Но вернемся к герою публикации. Иван Голуб родился в станице Старолеушковской за 4 месяца до начала Первой мировой войны. Будучи подростком, уже знал цену хлеба – начал работать вместе с семьей в сельхозартели «Молот», был заготовителем продовольствия. Окончив школу крестьянской молодежи, уехал в Тихорецк и после технической школы связал судьбу с железной дорогой. Начинал бригадиром пути и дорожным мастером на станции Тихорецкая. После окончания курсов механиков работал по специальности на станции Крыловская. В 1937 году И.А. Голуб был уже главным механиком треста «Желдорпутьреконструкция», а вскоре стал начальником МПС-51.
Куда только не забрасывала судьба кубанца! В Закавказье строил дорогу, на участке Клин – Бологое вел реконструкцию, прокладывал новое Большое кольцо вокруг Москвы. Под бомбежками пришлось сооружать Северо-Печорскую магистраль, а затем усиливать пути на Юго-Восточной магистрали, трудиться в Заполярье.
В 1943 году путейцы под руководством И.А. Голуба в кратчайший срок восстановили дорогу на участке Сталинград I – тракторный завод. И три месяца МПС-51 удерживала переходящее Красное знамя ВЦСПС! Многие работники станции получили тогда медали «За оборону Сталинграда». А Иван Андреевич удостоился звания Героя Социалистического Труда.
Стремление не останавливаться на достигнутом, идти вперед было в характере кубанца. Он экстерном сдал госэкзамены в Ростовском техникуме железнодорожного транспорта, а позже окончил в столице Дона профильный институт – РИИЖТ. И упорно шёл по ступенькам служебного роста. Был начальником конторы № 9 при Кавказском округе железных дорог, затем – замначальника путевых работ в Харькове и Алма-Ате. Работал главным механиком треста «Центротрансстрой» и начальником отдела хозуправления Министерства путей сообщения.
Ряд лет Иван Андреевич жил в Москве. И публикуемое сегодня фото тоже относится к столичному периоду кубанца. Оно сделано незадолго до его ухода в мир иной. И.А. Голуба не стало в марте 1986 года.
В честь земляка – Героя, кавалера орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Красной Звёзды, дважды «Почетного железнодорожника» – его бюст установлен у Тимашёвского железнодорожного вокзала. А мне хочется, чтобы и на родине Ивана Андреевича, в Старолеушковской, которой в нынешнем году исполняется 220 лет, увековечили его память. Ведь эта станица дала путевку в жизнь не только известным земледельцам, но и железнодорожникам, которые тоже работали всю жизнь ударно, по-стахановски.
Л. Ермак.