Неоднократно приходилось писать о том, что ямочный ремонт – чисто российское ноу-хау. Тем не менее – он применяется, и нам от него, похоже, никуда не деться. По крайней мере – в ближайшие десятилетия.
Пешеходы ходят по тротуарам, если они есть, а если нет – прямо по проезжей части. Но ногами ни за что не ощутить «прелестей» ямочного ремонта так, как колесами. Когда твой железный конь по нескольку раз на день попадает всеми четырьмя поочередно в одну и ту же яму (а их, к сожалению, больше, чем достаточно), невольно прибегаешь к ненормативной лексике: и в адрес заказчика – поселения, и исполнителя – дорожника.
Возьмём всё ту же Павловскую, какой-нибудь небольшой отрезок дороги в самом центре. Ну, например, – улицу Гладкова между Юных ленинцев и Пушкина. Ямы после ямочного ремонта сильно не дожили до долгожданного мая, когда, возможно, придет пора очередного такого же латания дыр.
Но почему так происходит? Ведь даже в ямочном ремонте должны соблюдаться определенные параметры качества.
Говорил на эту тему с главой Павловского сельского поселения М.В. Шмелёвым и руководителем ДЭП С.Н. Федотовым. Дорожное эксплуатационное предприятие арендует у ДРСУ технику и помещения.
– Качество дорожных работ всегда контролирует инженерная служба поселения, – говорит Максим Владимирович. – Если имеются какие-то претензии к дорожникам, мы их высказываем и, замечания устраняются. Претензий по большому счету нет, хотя порой, не часто, но бывает, что работники норовят положить асфальт на не совсем сухую основу. Никогда не проходим мимо подобных нарушений.
По словам Максима Владимировича, где-то в середине апреля должен заработать асфальтовый завод ДРСУ, тогда можно будет вести речь об очередном ремонте дорожного покрытия. А в настоящее время на конкурс (так положено!) выставляется то, что предстоит приводить в порядок. Сколько будет претендентов и каких, пока не ясно. В прошлом году, например, частью улиц в райцентре занималась фирма из Тихорецка.
В том месте, где в яму кладут новый асфальт, заметил глава поселения, выбоин нет, они всегда появляются в непосредственной близости от бывшего углубления. Такова особенность ямочного ремонта.
А вот что сказал Сергей Николаевич Федотов:
– Когда выполняем заказ, по-всякому бывает, иногда сроки подбивают, торопимся, но технологию не нарушаем. Например, низкого качества асфальт не может быть по определению. Его постоянно контролирует лаборатория. Да, бывает – перед укладкой материала ямы не успевают высохнуть, тогда мы их подсушиваем принудительно, но такое происходит редко. Вообще же, только ямочный ремонт не дает гарантии, что раньше срока не станут появляться проблемы с покрытием. Определенного рода гарантию может дать только облегченный ремонт, когда поверх ямочного укладывается общий слой асфальта. Подобное надо делать каждые 7-8 лет. Но это правило, к сожалению, не выдерживается.
Облегченный ремонт мы делали в прошлом году на участках улиц Крупской, Шевченко и на Хлеборобной – возле комбикормового завода…
Вот такие высказывания тех, от кого зависит состояние наших улиц. Камень преткновения, как всегда, – дефицит финансов. Кроме ямочного и облегченного ремонта, как известно, есть еще и капитальный, наиболее дорогостоящий. Дальше – замкнутый круг.
Кстати, облегченный ремонт, как и ямочный, далеко не всегда приносит желаемый результат. Взять хотя бы отрезок Крупской между Первомайской и Кирова или Ленинградской от Советской до Промышленной. Явные изъяны дорожных работ выступают на поверхность после мало-мальски заметного дождика. Неровная поверхность – может, так и должно быть по нашим местным стандартам?! – и водой заполняется соответственно: в одних местах, где повыше, сухо, а в других, где «не хватило асфальта» – лужи.
Теплый май вновь сделает всех нас свидетелями долгожданного латания дыр. Насколько его хватит?
А. Кузнецов.
P.S. Щебенка – в ямы вместо асфальта – еще одно «гениальное» изобретение. Если камень не попадет в глаз какому-нибудь прохожему, вылетев из-под колеса машины, значит цель достигнута. Как, видимо, и экономия средств.