Как сделать Павловскую чистой? Чтобы ответить на этот и связанные с ним вопросы, в редакции собрались глава поселения М.В. Шмелёв, заместитель главы района А.А. Орехов, заместитель начальника межрайонного отдела россельхознадзора А.М. Чёрный, председатель общественной организации «Павловский клуб рыбаков» А.Н. Дербиба, секретарь клуба В.И. Волков, руководитель МУП ЖКХ Н.В. Чижов, начальник штаба районного казачьего общества Н.П. Смирнов и индивидуальный предприниматель В.В. Губарь, занимающийся утилизацией твердых бытовых отходов.
Вёл заседание автор этих строчек.
– Совершенно очевидно, что критические публикации по поводу большой загрязненности Павловской мусором не доходят до сознания тех, кому они адресованы. Принимаемые меры, мягко говоря, неадекватны той грязи, которая скопилась на улицах станицы, ее становится не меньше, а больше.
Путей решения проблемы – как минимум два. Во-первых, надо систематически очищать Павловскую от мусора (ведь загрязняют ее регулярно), во-вторых, целенаправленно выявлять злостных нарушителей экологического закона, штрафовать их и предавать имена гласности. Первое и второе следует делать одновременно.
Собирать мусор бесплатно никто не станет, значит, надобно нанимать людей (возможно, привлекать тех, кому судом в качестве наказания назначают обязательные работы). Выявлять нарушителей – только активно! – могут, к примеру, казаки. Не должны быть в стороне и сотрудники полиции.
И еще два аспекта острой темы. Первый – нельзя, как и раньше, закрывать глаза на тех, кто канализационные стоки от своих домовладений целенаправленно сбрасывает в ручей, переносящий их в р. Сосыку. Второй – как заставить немалую часть павловчан заключать договора с коммунхозом на вывоз мусора? Ведь чем таких больше, тем меньше мусорных развалов в станице.
У кого какие предложения на этот счет?
А.Н. Дербиба:
– У меня сложилось ощущение какой-то полной беспомощности тех, от кого зависят конкретные действия. Мы восстанавливаем популяцию рыб на участке реки, а теперь ее, да и раньше тоже, изо дня в день методично травят! Я убежден: мы имеем дело с осознанной экологической диверсией, направленной против жителей Павловской.
Клубу, правда, удалось немного поправить ситуацию: после наших выступлений и возмущений сбросы через канализационную станцию очистных сооружений прекратились. С владельцами же индивидуальных сбросов всё по-прежнему. С наступлением тепла, и особенно жары, рыба у мест выхода ручьев в реку гибнет.
– Какие конкретные шаги предлагаете?
– Считаю, надо жестко привлекать отравителей Сосыки к ответственности. Кроме того, необходимо ещё чаще проводить рейды, в них должны участвовать представители молодёжи и казачества. Имена выявленных и понесших наказание загрязнителей публиковать в «Единстве».
М.В. Шмелёв:
– У нас в администрации поселения действует комиссия, там этих людей наказывают.
– Можете назвать количество тех, кого оштрафовали в прошлом году?
– Сейчас – нет. Категорически не согласен, что в станице ничего не делается по экологическим вопросам. Закупили необходимую технику для сбора мусора, разработана документация. Мы не стоим на месте. Ликвидированы, в частности, несанкционированные свалки в периферийных населенных пунктах поселения – например, на хут. Пушкина и в с. Краснопартизанском. Во втором случае нелегальная свалка на 90 процентов рекультивирована. Остался небольшой участок.
За каждым сотрудником администрации закрепили населенный пункт, они следят за очисткой от мусора.
Хотим внести новшество: в ближайшее время установить на нелегальных свалках автономное видеонаблюдение с функцией СМС-сообщений. Будем таким образом знать всех этих мерзавцев в лицо. К охране полей, лесополос, балок и берегов рек скоро подключатся службы охраны хозяйств.
Хочу через газету обратиться к руководителям предприятий: немедленно реагируйте на наши замечания по экологии!
– А кто будет убирать мусор на «ничейных» территориях, например, у заброшенных домовладений?
– Будем находить законных владельцев, наследников и т.д.
– А если наследники – где-нибудь на Дальнем Востоке?
– Мы готовы платить за уборку мусора в местах общего пользования, в том числе – и вдоль ручьев. Но пока не хватает сил. Безусловно, о любых действиях судят по конечному результату, а он пока ощущается слабо. Поэтому надо активизировать наши совместные усилия.
А.Н. Дербиба:
– За уборку мусора вдоль ручья должны отвечать те, чьи огороды к нему выходят.
В.Н. Волков:
– Я поддерживаю эту точку зрения…
Н.В. Чижов:
– В 2009-м в Павловской из домовладений, заключивших договоры с коммунхозом, было вывезено на общестаничную свалку порядка 13500 кубометров твердых бытовых отходов. В следующем году эта цифра уменьшилась до 11 тысяч куб. м. В 2011-м – снова возросла (до 14,3 тыс.). Результат 2012-го – 20,3 тыс. кубометров, прошлого – 22,8 тыс. Увеличение связано с тем, что стали практиковать помешочный вывоз.
– Как много домовладений райцентра заключили с коммунхозом договоры на обслуживание по мусору?
– Точно не могу сказать, но больше половины от общего количества охвачены организованным вывозом. Его у нас – четыре вида – от контейнерного до самостоятельного.
– Есть юридические основания понуждать меньшую половину подворий к заключению договоров?
– К сожалению, нет. Но такой опыт – полного охвата домовладений – имеется в Новгородской области. Это делается на основании соответствующего регионального закона.
– Наверное, есть смысл по-учиться.
В.И. Волков:
– Из трёх ручьев, проходящих по Павловской, особую тревогу вызывает Безымянный. От стариков я знаю, что раньше наши предки-казаки пытались этот ручей как бы заглушить, забивали камнями и шерстью, другими материалами естественный родник. Но ничего не вышло. С годами Безымянный превратился в сточную канаву.
Конечно, надо строго наказывать тех, кто спускает канализацию от своих домов в ручей. Но это не делается и тут – только часть вопроса. Предлагаю следующее. Ручей имеет идеальный уклон. Если вдоль него проложить коллектор, подведя его к существующей КНС, то проблема будет решена: вся клоачная масса будет направляться не в Сосыку, а на очистные сооружения. Выводы от домов их хозяева сделают сами. Их предстоит обязать. Конечно, для реализации этой идеи понадобятся средства поселения. Но иного выхода я не вижу.
М.В. Шмелёв:
– Ничего этого у нас не будет…
Н.В. Чижов:
– Такой проект не пройдет экспертизу, так как строить придется в охранной зоне ручья.
В.И. Волков:
– Получается, спускать в него всякую гадость можно, а проложить рядом трубы – нет?
А.А. Орехов:
– Надо заставить сегодняшних отравителей ручья и реки делать у себя во дворах септики – локальные очистные сооружения. Кроме того, если говорить о мусоре, надо более активно работать с населением. 50 процентов охвата – это очень мало. Поскольку остальные 50 сваливают отходы в лесополосах. На сходах граждан следует убеждать людей в том, что иного выхода нет. Кроме того, надо организовать работу по ликвидации всех несанкционированных свалок и замусоренных мест в Павловской. И сделать это как можно скорее.
В крае планируется строительство 11 межмуниципальных комплексов по переработке мусора. Наш будет находиться под Тихорецком. Туда станут свозить ТБО. Соответствующая программа разработана на краевом уровне.
А.М. ЧЁрный:
– Многие при въезде в Павловскую обращают внимание на сильно замусоренные места. Одно из таких – в сотне метров от транспортного кольца на Ленинградскую. Как только приходит весна, начинают все, кому не лень, выбрасывать там мусор. А посмотрите на поля вдоль некоторых дорог – они сплошь покрыты обрывками целлофана. Трудно со всем этим мириться. Будем наказывать тех, кто превратил поля в свалки. Землепользователи и сами должны выявлять нарушителей. Поддерживаю предложение о том, чтобы регулярно публиковать имена экологических нарушителей в газете, но для этого их надо ловить на месте преступления, а штрафовать – на полную катушку. Только всего этого у нас почти нет.
– Кстати, какие штрафы предусмотрены для физических лиц?
М.В. Шмелёв:
– От 300 рублей до 2,5 тыс.
– Последняя цифра – более или менее ощутима.
Н.П. Смирнов:
– Я тоже – за ужесточение наказания. Но уверен: самые главные люди в своих микрорайонах Павловской – участковые. Но их роль в экологии не заметна. Они должны штрафовать тех, кто перевозит мусор на машинах в открытом виде, когда всё разлетается вокруг. Сегодня в станице – 128 казаков. Мы готовы работать в контакте с администрацией поселения над выявлением мусорных нарушителей. Одна из самых проблемных точек райцентра – территория, прилегающая к кладбищу. Там валят всё подряд. Будем ловить таких за руку.
И еще один вопрос. Мы, живущие в заречной стороне станицы, когда проходит жара, задыхаемся от зловония, исходящего от мегафермы. Прокуратура должна вмешаться в данный вопрос.
А.Н. Дербиба:
– Предлагаю установить стенд «Они позорят станицу» где-нибудь в центре Павловской, на нем – размещать имена и фамилии тех, кого удастся выявить при выбрасывании отходов в любом месте, кроме свалки. К выявлению таких надо привлекать молодёжь.
В.И. Волков:
– В лесополосах – ужас что творится. Почему не закрепить ответственных за каждое поле и посадку? Чтобы эти люди постоянно контролировали свои территории.
В.В. Губарь:
– Объем твердых бытовых отходов в станице с каждым годом только увеличивается. Многие освобождаются от так называемого технического мусора – тех же компьютеров и прочей оргтехники, которая свое отработала. Но люди зачастую очень недобросовестно относятся к утилизации. Вот – наглядный пример. За рестораном «Кавказ» стоит бочка – там в вечернее время начинают сжигать всё, что надо вывозить на свалку. Так проще! Ядовитый воздух, в том числе – от самых разных полимеров, свободно распространяется по округе. И это – в самом центре Павловской! Никто подобного безобразия не замечает.
Как переработчик, я часто отслеживаю большие кучи отходов в районе. Помню, в одном из хозяйств жгли пластиковые трубы для капельного орошения. Большое количество. Такие удары для атмосферы недопустимы. Ведь мы дышим отравленным воздухом!
– Раньше вы занимались раздельным сбором отходов…
Н.В. Чижов:
– Для Павловской это пока не-осуществимая мечта.
М.В. Шмелёв:
– Экологическое сознание должно воспитываться с самого детства, в том числе в школах.
А.М. ЧЁрный:
– Неплохо бы установить определенные санитарные дни для вывоза мусора на свалку. Тогда можно будет определить, кто как освобождается от ТБО.
Н.В. Чижов:
– Такая информация у нас и так имеется.
* * *
Разговор в таком же духе продолжался и после того, как круглый стол формально завершился.
Как видим, дельных предложений прозвучало немало. Но суждено ли им воплотиться в жизнь? Почему Павловская по-прежнему тонет в мусоре, как конкретные дела – в потоке слов?
Пока абсолютное большинство жителей станицы – как всё прошедшее время – будет смотреть на окружающую его среду обитания как на нечто эфемерное, призрачное, трудно рассчитывать на радикальные перемены.
Е. Власенко.