- кое для кого подобной альтернативы не существует
- В крае сложилась критическая ситуация с пожарами и гибелью людей. Значительное количество погибших от дыма и огня зарегистрировано в Карасунском округе Краснодара, Новороссийске, Белореченском, Калининском, Курганинском, Темрюкском и Усть-Лабинском районах.
Основные причины летальных исходов – неосторожность при курении (13 случаев), нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых электронагревательных приборов (12) и эксплуатация старых потрескавшихся печек (4).
В январе 2014-го в ЮФО погибли 8 детей (год назад – ни одного).
Так, 2 января в Астрахани на ул. Криворогова, 109, пожар в жилом доме стал роковым сразу для троих детей – 1997, 2001 и 2006 годов рождения. 10 января в Волгоградской области погибли два ребенка (2010-го и 2011 гг. р.). 17 января в Новошахтинске жертвами огня стали еще трое малышей (2010-го, 2011-го и 2012-го гг. р.).
Почему происходят такие трагедии? Не может ли нечто подобное случиться в нашем районе – не с детьми, так со взрослыми?
Чтобы ответить на этот вопрос, был проверен ряд населенных пунктов – Незамаевская, Веселая, пос. Набережный… В течение дня группы по три человека (в них входили сотрудники гос-пожнадзора, 38-го отряда федеральной противопожарной службы и участковые) посещали наиболее проблемные домовладения, в которых проживают дети и взрослые, злоупотребляющие спиртным. Именно в таких, как показывает практика, чаще всего и происходят разного рода трагедии, вызванные дымом и огнём.
Вот что рассказал А. Пет-ренко, старший инспектор госпожнадзора:
– Самое вопиющее нарушение норм пожарной безопасности ждало нас в домовладении незамаевца П.А. Погребицкого. Мужчина нигде не работает, но деньги на спиртное, видимо, находит, потому что при нашем появлении был не совсем трезв.
Электророзетки в хате – практически все – сломаны, проводка в отдельных местах – с оголенными жилами. Кроме того, эта самая проводка состоит из разных отрезков, соединенных воедино и прикрепленных к деревянной основе. Ничего подобного давно не приходилось видеть.
Печь внутри – на твердом топливе. Но «печью» то, что есть на самом деле, можно назвать только с очень большой натяжкой. В стенках – немалые щели, от которых искра легко может воспламенить деревянный пол. Притопочного листа тут нет вовсе.
Проверяя эту хату, мы делали фотоснимки. Петр Алексеевич был очень удивлен: зачем нам всё это надо? Однако не возмущался, наоборот, добродушно обещал устранить все пожарные огрехи. Но можно ли верить сказанному? Вопрос, скорее, риторический, потому что другой вопрос – что купить: палёнку или нормальный изолированный (для замены старого) провод – перед хозяином (и ему подобными) не стоит. Градусное пойло всегда имеет незыблемый приоритет.
Еще одного бесшабашного и ежедневно и еженощно рискующего сгореть жителя Незамаевской звать П.М. Кудрич. Как и Погребицкий, в момент нашего прихода пребывал во хмелю. Поэтому артикуляция давалась ему с некоторым трудом. На часах было около 13.00.
Зашли в прихожую и были поражены полным запустением этого жилища: кругом – кучи мусора, бутылки, банки, грязные кастрюли, бумажки, коробки и т.д.
Пол внутри не мыли лет пять, не меньше.
На вопрос, что за мусор, коротко выпалил:
– Уберу!
В том же самом помещении стоял, как это ни удивительно, работающий электросчетчик. Сюрприз ждал, однако, впереди. Выкрутив предохранительные пробки, ужаснулись: чтобы страхующее перепады напряжения устройство не срабатывало, этот «кулибин» вставил в каждую пробку по саморезу. Дешево и сердито! Не отключатся, подлые, никогда!
– Пробка стоит 25 руб., две – полтинник, почему не замените?
– За столько в станице на дому можно приобрести целый пузырь! – заявил Кудрич, видимо, потрясенный неимоверной стоимостью двух штуковин, способных, однако, спасти его от очень большой вероятности сгореть заживо.
Впрочем, «электрический» вариант исхода – не единственный в этой замусоренной халупе. Есть еще «газовый». Баллоны с пропан-бутаном запросто стоят в другой, жилой, комнате!
Электроизоляция в проводке повреждена повсеместно. Тут же печь-убийца без притопочного листа и с большими щелями в стенках. Задняя часть того, что зовется телевизором, лишена защитной крышки, а подходящие провода – изоляционного покрытия.
В общем, Петр Михайлович – камикадзе еще тот! Настоящее чудо, что он до сих пор живее всех живых.
А.В. Дроботько делит дом вдвоем с малолетним ребенком. Нигде не работает. В доме такой же примерно бедлам, как и в двух только что описанных жилищах.
В печке – все те же роковые щели, в стенах – давно аварийная электропроводка. Как и мужики, не возмущалась по поводу замечаний, а, как и положено, обещала их устранить. Свежо предание…
В Веселой – еще одна дама неадекватного поведения. Когда зашли внутрь, не работающая нигде Н.Д. Наумко выпивала, сидя за столом, со своим сожителем.
Начали фотографировать, и женщина моментально набросилась на своего визави, подумав, что пришли по его душу. Но мужичок сидел молча и безропотно, тщательно прожевывая закуску. На трехэтажный мат подруги он не обращал ни малейшего внимания.
Всё тот же «джентльменский набор» потенциального покойника: допотопная электропроводка, печные дыры и полный бардак. А вот электросчетчик – просто поразительно! – оказался нового образца.
Повторюсь: 80 процентов всех пожаров приходится на жилища, о которых я только что рассказал.
Записал А. Кузнецов.